ДЛЯ НАС лекарства - это таблетки, ампулы, капсулы, которые должны спасти любимый организм от очередной болячки. Поэтому иной раз несусветная цена, за которую нам предлагают приобрести в аптеках это самое спасение, вызывает по меньшей мере чувство обиды - за что ж это меня так?
ОДНАКО для производителей лекарств все вышеперечисленное - лишь набор химических веществ, приносящий прибыль. И не только им, производителям, но и тем, кто все это продает. Вот и получается, что, когда тот или иной препарат попадает к нам в руки, стоит он как минимум вполовину дороже, чем при выходе с конвейера фармзавода.
Заработать на таблетке
САМИХ производителей понять еще можно. Они хотят окупить стоимость вывода препарата на рынок (лабораторные исследования, разработка, клинические испытания и т. д.), а это, по разным оценкам, составляет от 300 до 800 млн. долларов. Но дальше начинается буйство всевозможных накруток. К отпускной цене производителя прибавляются еще две - оптовых и розничных предприятий. Оптовики его хранят, а розница реализует. Причем количество, например, оптовиков в цепочке "производитель - покупатель" не регламентируется, а значит, чем их больше, тем дороже окажутся таблетки. Ведь каждому хочется получить свой навар.
Дабы посредники не могли вздувать цены до бесконечности, государство решило ограничить торговую наценку на лекарства. По нашему законодательству ее предельные размеры устанавливают администрации в регионах. Из-за до конца не продуманного механизма ценообразования наценки сегодня "гуляют" от 15 до 25% для опта и от 25 до 35% для розницы. В результате, во-первых, разброс цен на один и тот же препарат в разных районах может достигать сотен рублей, а, во-вторых, из аптек стали исчезать дешевые лекарства.
- Если лекарство стоит 5 рублей, а вы продаете его с наценкой 30%, то с каждой упаковки зарабатываете полтора рубля, - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Но если продать с той же наценкой 70-рублевый препарат, то прибыль составит уже 21 рубль. Нетрудно догадаться, какому препарату отдаст предпочтение торговец.
- При стандартной торговой наценке смысл возиться с копеечными препаратами исчезает, - подтверждает советник Ассоциации российских фармпроизводителей Олег Михайлов. - Например, йод в торговой обработке требует не меньше операций, чем дорогие лекарственные средства, а доходность его для аптеки ничтожна.
Льготы не спасут
ВОТ и видим мы с вами на аптечных прилавках обилие красочных импортных упаковок за весьма приличные деньги вместо менее ярких и более дешевых отечественных препаратов. Взять хотя бы популярные жаропонижающие "Калпол", "Эффералган УПСА", "Панадол", которые, по сути, не что иное, как наш "серенький" парацетамол. Но стоимость импортных средств в десять раз выше за счет содержащихся в них фруктовых и витаминных добавок, быстрорастворимости и привлекательных коробок.
К сожалению, заменить импорт недорогим российским аналогом можно не всегда. Например, дешевый клофелин, применяемый при гипертонии в тяжелых стадиях, давно устарел. Зарубежные препараты гораздо эффективнее. По словам руководителя столичного здравоохранения Андрея Сельцовского, по целому ряду наименований наша фармпромышленность не производит качественных препаратов, а те, что есть, почти догнали импорт по ценам.
Чтобы решить проблему конкурентоспособности отечественных препаратов на мировом рынке, правительство обязало всех производителей к 2005 г. перейти на европейский стандарт качества GMP (Good Manufacturing Practice). Идея, опять же, хорошая. Но для нас это вновь означает повышение цен на лекарства. Кроме того, поголовное переоборудование приведет к тому, что тот же пузырек йода будет стоить в 3 раза дороже, чем сейчас.
Отмена НДС на лекарства и введение льготного налогообложения фармпредприятий, за которое выступают некоторые фармацевты и депутаты, проблему не решат. "Льготы для отдельной отрасли бессмысленны, - считает Дмитрий Янин. - Разумнее было бы дотировать нуждающегося человека, чем какую-то отрасль или аптеку".