Примерное время чтения: 6 минут
66

Залетели!

В КОНЦЕ января управление международным аэропортом "Шереметьево" было передано компании "Альфа-Шереметьево". Впервые частная фирма была назначена хозяином главного аэропорта страны. До этого государственный совет директоров (100% акций "Шереметьево" принадлежат государству) назначал своего директора, как правило, из госчиновников. Что изменится с приходом нового управленца? Почувствуют ли пассажиры на себе эти "частные руки"?

ПОСТРОЕННЫЙ к московской Олимпиаде аэропорт "Шереметьево" - "один из самых депрессивных на планете", как назвала его одна иностранная газета. Аэровокзал буквально захлебывается. Кабинок для паспортного контроля не хватает, тележки для багажа - роскошь. В 2002-м чистая прибыль "Шереметьево" составила меньше 23 млн. долл. Это сущие копейки - по 2 доллара с пассажира. Зачем "Альфе" все это?

На самом деле в "Шереметьево" крутятся куда большие суммы, но государство их никак не контролирует. Одиннадцать миллионов путешественников в год едят, пьют, покупают сувениры, то есть делают для хозяев аэропорта деньги. Например, оборот предприятий беспошлинной торговли - 117 млн. долларов в год, а аэропорт с них получает не больше 10, остальное уходит предпринимателям.

Завещание в свою пользу

ГОСУДАРСТВО пыталось взять ситуацию под контроль. Но среди заинтересованных лиц развернулась такая борьба, что руководящие головы в кресле хозяина "Шереметьево" менялись по несколько раз в году. "Объем воровства там колоссален, - рассказывает бывший руководитель департамента Минэкономразвития Сергей Баев. - Воруют не процентами, а разами! Это в конце концов уже небезопасно. Помню, поставили нового директора, он первым делом разогнал прежних работников и выплатил премии своей команде, которую только что набрал."

После каждого громкого увольнения возникал вопрос о передаче управления аэропортом в частные руки. Наконец, в апреле прошлого года президент "Альфа-групп" М. Фридман обратился к правительству с предложением отдать "Шереметьево" его компании в обмен на обещание вложить деньги в строительство третьего терминала. Сам обратился, сам же тендер и выиграл, несмотря на то что среди конкурентов были близкая к московскому правительству АФК "Система", Национальный резервный банк и "Аэрофлот", который имеет долю в половине компаний, работающих в "Шереметьево".

Почему управление аэропортом было доверено компании, не имевшей к авиации никакого отношения? Зазвучали крамольные вещи: мол, правительство скоро должно уйти в отставку, а передать кому-либо "Шереметьево" - это возможность кому-нибудь порадовать себя.

"Государство не в силах навести порядок в аэропорту, - комментирует Олег Пантелеев, эксперт НИИ экономики авиационной промышленности. - Конечно, передача аэровокзала в управление частной фирме разумна. Но условия этой передачи выглядят неоднозначно. Во-первых, договор заключен всего на три года. Во-вторых, он никак не обязывает "Альфу" заниматься развитием аэропорта. В документах не прописана ответственность за результат. Пройдет три года, окажется, что управление было неэффективно, и что тогда? Они извинятся и скажут: "Ну, не смогли".

По условиям тендера "Альфа" за управление получает вознаграждение - проценты от годовой выручки аэропорта и от чистой прибыли. По подсчетам экспертов, это порядка 5 млн. долларов в год. Представители и "Аэрофлота", и компании "Ист-Лайн" (которая управляет аэропортом "Домодедово") сходятся во мнении, что такие условия стимулируют не вложения в развитие аэропорта, а повышение тарифов.

Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов говорит: "Аэропорт "Шереметьево" тяжело болен, но вместо врача к нему приглашают финансистов и нотариусов, чтобы составить завещание в свою пользу".

Новая управляющая компания обещает потратить на аэропорт 1,5-2 млрд. долларов, но это не более чем слова. Готовить детальный план развития "Альфа" пока не начинала. "Делать его для того, чтобы просто оставить себе на память, не хотелось", - объясняет гендиректор "Альфа-Шереметьево" . Тем не менее "Альфа-групп" заранее зарегистрировала фирму "Альфа-Шереметьево". Для чего? Чтобы в случае проигрыша на конкурсе оставить ее себе на память?

Пока вокруг "Шереметьева" плелись интриги, у аэропорта возник конкурент - "Домодедово". Компания "Ист-Лайн" взяла его в аренду на несколько десятилетий. Таким образом она стала реальным хозяином аэропорта. За семь лет она реконструировала здание, открыла второй терминал в центре Москвы: теперь пассажиры могут сдать багаж на Павелецком вокзале и со всеми удобствами добраться на специальной электричке до аэропорта. В 2003 году завершилась реконструкция базового терминала. Разработана и начала реализовываться программа развития до 2020 года. Генеральным планом зарезервирована свободная территория, которая позволяет построить несколько новых взлетно-посадочных полос, три новых пассажирских терминала.

Неудивительно, что и иностранные авиакомпании бегут из "Шереметьева" в "Домодедово". За последние два года туда "перелетели" British Airways, Swiss, один из лидеров отечественного рынка, "Трансаэро". Авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Emirates открыла рейсы тоже из "Домодедова". И "Аэрофлот", проигравший шереметьевский конкурс, заявил, что готов рассмотреть вариант перехода в "Домодедово".

Нести тяжело!

ГОСУДАРСТВО все никак не может решить, что же делать со своей собственностью. Смелости де-юре отдать все в частные руки не хватает. А де-факто вся госсобственность уже давно перешла на коммерческие рельсы.

По закону взлетно-посадочные полосы и т. п. вообще не подлежат приватизации. Они и не приватизированы. Однако авиакомпании платят аэропортам за взлет, за посадку. По оценке Фонда развития аэропортов, годовой доход только московских аэропортов от использования федерального имущества - около 50 млн. долларов.

Изменить эту ситуацию на самом деле просто. Государство должно иметь дело с конкретным оператором, который будет платить арендные платежи за использование госимущества. Понятно, что вкладывать средства в госимущество возможно, только если сроки аренды будут не один десяток лет. В противном случае они будут чувствовать себя "временщиками".

Что с остальными аэропортами

СЕГОДНЯ из 63 аэропортов федерального значения 33 являются акционерными обществами или входят в состав АО. Остальные являются государственными унитарными предприятиями.

Аэропорт "Пулково" (С.-Петербург) в ближайшее время будет акционирован и передан властям С.-Петербурга.

Аэропорт "Внуково" (Москва) - в конце прошлого года 60,88% акций переданы правительству Москвы.

Аэропорт "Толмачево" (Новосибирск) - 51% акций принадлежит государству, блокирующий пакет - у АО "Московское речное пароходство".

Аэропорт "Кольцово" (Екатеринбург) - у Минимущества и правительства Свердловской области - по 25,5%, у РФФИ - 9,06%, 10% - группе "Ренова".

Аэропорт "Емельяново" (Красноярск) принадлежит Красноярским авиалиниям (КрасЭйр), 51% которых находится в собственности государства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно