НЕДАВНО я забежал в аптеку, чтобы купить зубную пасту. На глаза попался удивительно дешевый "Blend-a-med". Лишь дома обнаружилось, что это "Belamed", паста совершенно другой компании.
КАК оказалось, такие случаи бывают часто. Производители "слизывают" раскрученное название у конкурентов - вот и на рекламу тратиться не надо. Reebuk, Adiddas, Poma, Kristian Dior, Hygo Boss... - c этим китайским и турецким барахлом все ясно. Но, как выяснилось, подстраиваются под бренды и именитые производители.
Есть известное во многих странах мира венгерское лекарство "Но-шпа", а компания "Брынцалов А" выпускает препарат "Нош-бра". Также в аптеках можно встретить "Валидол" и "Бралидол". У макарон "Макфа" есть двойник "Марфа", у известной с советских времен шоколадки "Аленка" - "Алена".
Каково качество двойников? Однозначного ответа тут нет. Например, коммерческий директор "Брынцалов А" Марат Михайлов рассказал: "Мы покупаем дротаверин - вещество, из которого делается "Нош-бра", в Германии, там же, где берут сырье для "Но-шпы". Так почему бы нам не называть препарат аналогично "Но-шпе" и не упаковывать его в похожую коробочку?" В компании понимают, что поступают не совсем этично, но предлагают посмотреть на это с другой стороны: к "Но-шпе" граждане привыкли еще в советские годы, когда не было выбора. Почему благодаря этой привычке иностранцы теперь могут получать от российских покупателей 3 млрд. долл. в год?
Однако, следуя такой логике, можно зайти очень далеко. К примеру, вообще ничего не производить. А просто приехать в Венгрию и, приставив тамошним фармацевтам нож к горлу, потребовать часть от 3 млрд. долларов.
Однако лекарства хотя бы проходят регистрацию в Минздраве. А вот у "клонов" пищевых продуктов качество может быть каким угодно. По данным Госторгинспекции, в Ростовской области продавалась газировка "Соса-cava", не имеющая ничего общего по составу с напитком "Coca-cola". Вкус у нее был хуже нормы. А в Нижнем Новгороде в майонезе, мимикрировавшем под марку "Злато", вместо оливкового масла использовалось дешевое пальмоядровое.
Покупатель имеет право пожаловаться в Госторгинспекцию или Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Но граждане это делают редко. В основном судятся компании, чьи интересы затронуты. Через Палату по патентным спорам Роспатента проходит около 1700 разбирательств в год. Так, карамелька "Чупа-чупс" одержала победу над похожей по раскраске карамелькой "Лизун-Сосун". Уже несколько лет длится спор между турецкой компанией, выпускающей жвачку "Love is...", и кондитерской фабрикой "Меньшевик" со жвачкой "Life is...". А компанию "Брынцалов А" Федеральная антимонопольная служба заставила лишь изменить дизайн коробочки, позволив и дальше использовать название "Нош-бра".
Пронырливые дельцы так и жаждут где-нибудь стянуть названия. Ведь серьезно за плагиат не наказывают. Ну заставит ФАС или суд предпринимателя прекратить выпуск товара и штраф наложит в 30-40 тыс. рублей. Делец заплатит эти несчастные копейки, а наварил-то на плагиате миллионы. Посчитайте, сколько будет хотя бы 1% от 3 млрд. долл. Вот Брынцалов и строит дворцы с золотыми ваннами, кранами, позолоченными стенами.
На Западе за подобные дела нарушителя вздули бы так, что мало бы не показалось. "Миллионы долларов - рядовой размер компенсации, - говорит Евгений Ариевич, представитель юридической фирмы "Baker &McKenzie". - Так, в США фирма "Trovan" отсудила у "Pfizer" 143 млн. долл. за использование знака "TROVAN". А в Бразилии на производителя обуви "Fika" (есть обувь "Fila Sport") был наложен штраф 1000 долл. за каждый день нарушения".
В России компенсации не в моде. Недавно суд впервые присудил компенсацию в 1 млн. рублей. Поплатился Кропоткинский хлебокомбинат за то, что выпускал сухарики "Кириюшки", похожие на известные "Кириешки".
Так что законодателям пора образумиться. А то покупателю только и останется, что всю жизнь сквозь лупу изучать товарные этикетки.