НАСТАЛ день, и Юрию Афанасьеву из Вологодской области повезло. Одно за другим доставал он из почтового ящика письма, в которых заграничные граждане поздравляли его с крупными денежными призами.
"УДАЧА на Вашей стороне! - писали ему господа Мерсье и Оливье Франсуа из компании "Finex International". - Сумма Вашего приза - 100 000 рублей - уже находится на Вашем личном депозитарном счете". "По специальному решению Дирекции имеем честь вручить единственный приз Розыгрыша - 96 000", - сообщали Эрик Ален и Дидье Котлер из Клиники витаминных препаратов (а/я 13 в г. Москве). Самым щедрым оказалась контора под названием "Озон". Правда, подпись там была неразборчива, зато они давали 170 тысяч: "Вы действительно выиграли Сертификат Окончательного Выигрыша" - именно так, все слова с большой буквы.
Прочитав письма, Юрий Михайлович стал ждать деньги. Но деньги не приходили. И он отправил поздравления в редакцию "АиФ".
Французы - миф?
КООРДИНАТ благодетелей на конвертах не было. Мы обратились к помощи Всемирной паутины. Первым обнаружился "Finex". "Мы в шоке, - сказала представитель компании Г. Михайлова. - Логотип похож на наш. Но "Finex" закупает пиломатериалы на экспорт".
Решив не отчаиваться, мы набрали номер Клиники витаминных препаратов. "ППЕ-группа", - ответили на том конце провода. "Можно поговорить с господином Аленом?" - "У нас таких нет". И короткие гудки. Мы набрали номер снова: "Как найти Клинику витаминных препаратов?" - "Вы частное лицо? Набирайте другой номер". "Клиника витаминных препаратов?" - снова спросили мы. Нет, они - не клиника, они просто организуют для нее "горячую линию". Нет, она не уверена, уполномочена ли давать мне ее прямой телефон.
В конце концов выяснилось, что клиника существует - торгует пищевыми добавками по каталогу. Представитель клиники М. Михеева сообщила, что господа Ален и Котлер - это директора, работают во Франции.
Компания "Озон" - тоже реальная и тоже занимается торговлей по почте. Фокусов с выигрышами здесь не стеснялись. "Конечно, создается иллюзия оголтелого обмана, - дружелюбно сказал директор компании В. Долгов. - Но если вы откроете вторую страницу письма, то увидите, что ваш читатель только получил право участвовать в розыгрыше, если сделает заказ по нашему каталогу. Розыгрыш мы проводим четыре раза в год. Можем продемонстрировать протокол выигрышной комиссии, фотографии победителей, чек денежного перевода и справки о подоходном налоге".
Заложи друга
КАК вы думаете, где эти "маркетологи" берут наши адреса? Есть конторы, которые составляют базы данных. Стоит такая база около 3 центов за адрес и имя. А информация об уровне доходов продается, по словам президента Российской ассоциации директ-маркетинга Александра Иванова, уже по полцента за экземпляр.
Вспомните, сколько раз в жизни вы давали посторонним людям свои координаты. Заполняли ли вы анкеты в магазинах, ресторанах? Приглядитесь к своим знакомым, родственникам и сослуживцам. Может быть, это они заложили вас, заполнив какую-нибудь открытку типа "Порадуй друга"?
В 1998 году одна из старейших компаний дистанционной торговли "Еврошоп" получила предписание суда о ликвидации ввиду многочисленных жалоб потребителей. МАП постановило, что "Еврошоп" рекламировала незарегистрированную лотерею и злоупотребляла доверием граждан. Против нее было возбуждено уголовное дело (хищение денежных средств). В январе прошлого года дело закрыли за отсутствием состава преступления.
Очевидцы рассказывают, что письма гражданам от "Еврошоп" подписывал очередной мифический француз Филипп Казенав. Когда фирма все-таки закрылась, неугомонный Казенав начал рассылать письма от фирмы "Глобус Пост" с обещанием выигрыша 360 тыс. рублей. А когда и она приказала долго жить - подписывался от "Финекс Интернешнл".
Так что "Еврошоп" умерла, но дело ее живет. Россияне "выигрывают" поездки во Францию с оплатой только дороги и квартиры в Москве. Некоторые доставали из почтовых ящиков настоящие ключи от "Пежо": "Все это будет вашим, только выберите что-нибудь из каталога".
Обычно занимаются этим не более двух лет. Потом фирма ликвидируется и образуется новая. Сейчас их работает не меньше десятка.
Предъявлять иски конторам, поманившим вас круглыми цифрами в конверте, совершенно бесполезно. Они очень хитро пишут свои обещания. "С точки зрения морали этот ход спорный, - прокомментировал Михаил Яценко, ответственный секретарь Гильдии предприятий торговли по почте. - Однако нарушения закона тут нет: розыгрыши проходят по всем правилам. Так что я бы не называл это мошенничеством. Скорее это агрессивный маркетинг".
Объемы "каталожной" торговли в России колеблются от 100 до 250 млн. долларов в год, то есть в среднем каждый из нас отдает по доллару-полтора. Для сравнения: немец делает покупки на 200 долларов. Только в цивилизованных странах фирмы, предлагая товары, не пользуются "рекламой ниже пояса".
А российские не брезгуют ничем. Чаще всего на яркие приманки попадаются пенсионеры. В МАП рассказывали, как 80-летние старушки покупали складной набор для рыбалки, лишь бы получить свой "гарантированный приз в Большом Денежном Фестивале".
Десятки раз на дню мы слышим "Найди приз под крышечкой", "Пришли пять упаковок"... Уж сколько раз твердили миру...