Примерное время чтения: 9 минут
4947

По следам компании "Еврошоп"

В Москве есть такая фирма, "Еврошоп". Я была ее клиентом в течение семи лет. Они присылали мне рекламные буклеты, а я выписывала по возможности необходимые товары. И вот в начале 2002 года мне сообщили, что я выиграла 250 тыс. руб. Чтобы получить выигрыш, я должна была выписать журнал "Вива" на 6 мес., а если - на 12 мес., то выигрыш удваивался. Я поверила и через Госбанк перечислила им 1200 руб. за журнал "Вива" (12 мес.). Через 2 месяца получила один журнал, еще через два - другой. И все. Я поняла, что меня обманули. Писала я неоднократно и просила, чтобы они возвратили мне деньги за остальные 10 мес. Но ответа нет. Новые же бумаги с выигрышем, уже машины ВМW, получала еще долго, но сначала я должна была вновь что-то выписать.

Я больная пенсионерка 75 лет, еле-еле хожу. Уж лучше бы я на эти деньги купила себе лекарства. Думала - получу выигрыш и подлечусь! Да не тут-то было. Потеряла сон, покой, страшно переживаю...

Зоя Сергеевна Лукиных, г. Чайковский.

А начиналось все, как в сказке

КОМПАНИЯ "Еврошоп" была основана в сентябре 1993 г. Тогда, по данным Московской регистрационной палаты, ее учредителем выступала лихтенштейнская компания "Центра Аншталт". В 1997 г. учредителями "Еврошопа" стали несколько физических лиц, компания при этом сменила место регистрации на Ингушетию, а затем на Бурятию и из ЗАО превратилась в ООО. Впрочем, рядовой клиент подмены не заметил, потому как "Еврошоп", он и есть "Еврошоп". Согласно экспертным оценкам, компания являлась одним из самых крупных российских операторов дистанционной торговли. Ежегодно ее услугами пользовались не менее 2 млн. покупателей - примерно 10% клиентов дистанционной торговли. До кризиса 1998 г. оборот фирмы приближался к 100 млн. долларов в год.

Все началось с глобальной идеи. Она заключалась в том, чтобы через почтовые отделения при помощи бесплатно распространяемых каталогов наладить систему заказов и доставки товаров в различные российские регионы. "Еврошоп", устанавливая прямые контакты с региональными почтовыми отделениями и подписывая договоры с федеральными почтовыми ведомствами, с самого начала ориентировался на широкий охват населения и по географическим меркам, и по количественным показателям. Однако реальность превзошла даже самые смелые прогнозы. Начиная уже со второго выпуска каталогов появилась отдача.

Успех предприятия, возможно, определили следующие факторы: имидж издания (красочные иллюстрации и завлекательные пояснения); доступность (низкие цены); новизна (об этом виде услуг слышали, но пользоваться не приходилось).

Во многих населенных пунктах появление каталога расценивалось как долгожданный приход цивилизации. Иногда каталог воспринимался как подарок, а полученные по заказу вещи - как личный знак внимания, на который тоже хотелось ответить чем-то хорошим.

Однако вскоре ажиотаж стал спадать, компании же клиентов терять не хотелось, и тогда изобретательным еврошоповцам пришла идея организовать лотерею.

Технология обмана

ЧТОБЫ заставить людей купить некачественный залежавшийся товар (в большинстве - китайского производства) по явно завышенной цене, нужно было что-то пообещать. Но и обещания давать следовало профессионально. Потому фирма "Еврошоп" решила воспользоваться услугами нотариуса. Текст гласил: "Настоящим удостоверяю, что обязательство выплатить главные призы нотариально оформлено. После объявления призеров выигрыши будут незамедлительно выплачены. Ястребов Д. В., нотариус, г. Москва".

Итак, счастливчику по почте приходил красочный каталог с приятно выглядящими товарами. Клиенту предлагалось заказать товары наложенным платежом, ценной посылкой, которую нужно было оплатить по получении (прибавив 10% от стоимости за доставку). Помимо этого в нем содержалось уведомление о том, что клиент выиграл ГЛАВНЫЙ ПРИЗ! В качестве такового предлагались "Фольксваген-Гольф", "Ауди-44" или "Мерседес". Приз, конечно же, можно было взять и деньгами. Помимо главного приза существовали и второстепенные: поездка на Карибы, видеомагнитофон, телевизор и многое другое. Каждый выпуск каталога сопровождался красочной улыбающейся фотографией победителя. Поверивший же в душещипательную историю о выигрыше человек должен был лишь выбрать цвет своего нового авто, а также заказать не менее двух товаров на определенную сумму. Когда же клиент выписывал требуемое, ему вновь приходил каталог с заверением о том, что теперь-то он уже точно выиграл, только надо снова что-нибудь заказать... И так далее - все по налаженной схеме "деньги - товар - письмо". Чем же все это заканчивалось? После очередных поборов клиенту сообщали, что выигранный им какой-то (естественно, не главный) приз обязательно ему вскоре пришлют. Он же может принять участие в новом розыгрыше, и тогда обязательно повезет, только надо снова кое-что выписать. В то же время товары, заказанные клиентами, оказывались весьма низкого качества и имели лишь приблизительное сходство с описанием в каталоге.

На мякине не проведешь?

НА ЧЕМ ЖЕ нас провели в очередной раз? При тщательном изучении каталога можно было узнать, что трое победителей названы среди прочих, а значит - их вовсе не трое, а много. В каталоге было написано: "Одному из этих трех победителей гарантирован Главный приз. 1-й приз - "Фольксваген" (см. на обороте)." Однако на обороте ни о каких гарантиях речи не шло, повторялись лишь правила розыгрыша, хотя текст все же немного был изменен. "Вы выиграли приз в 7 000 000 рублей, если Ваше имя оказалось в списке выигравших..." Обратите внимание - выиграли не "Фольксваген" или "Главный приз", а просто - ПРИЗ. И кто скажет, где напечатаны истинные правила - на лицевой стороне письма или на обороте?

"Вы можете запросить Главный приз... и получите его так скоро, как это возможно". Расчет был сделан тонкий, людей всегда привлекала перспектива легкого получения иномарки. Не надо никаких денег и формальностей.

И в самом деле, надо было лишь отослать запрос на "Главный приз", и вдобавок к купленным сковородкам или миксеру клиент получал просто ПРИЗ, о чем фирма открыто заявляла. Что за приз, она умалчивала, писала только, что подарок будет "удивительным"!

Ну и, наконец, вместо адреса - безликий "а/я" (видимо, для того, чтобы "обрадованные победители" не нашли).

Розыгрыша наверняка не было, иначе остались бы сообщения в прессе, на телевидении, в самом письме: сколько было участников, где и как определялись победители и прочее...

Сколько веревочке ни виться...

10 АПРЕЛЯ 1998 года комиссией Государственного антимонопольного комитета (ГАК) было рассмотрено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении компании "Еврошоп". Комиссия решила, что компания нарушила законодательство, так как рекламировала незарегистрированную лотерею и злоупотребляла доверием граждан, не указывая в своих каталогах существенной информации о проведении лотереи. Компании предписали прекратить противозаконную деятельность. "Еврошоп" с выводами комиссии не согласился и подал на Антимонопольный комитет в суд. По мнению компании, ее деятельность не являлась лотереей, а представляла собой рекламную акцию, направленную на стимулирование сбыта. Министерство финансов, в ведении которого находятся все лотереи, признало, что деятельность компании "Еврошоп" подпадает под понятие "меценатской лотереи" и подлежит государственной регистрации. Поэтому в ноябре 1998 года Московский арбитражный суд отказал в иске этой компании и подтвердил законность решения Антимонопольного комитета. Впрочем, на это решение "Еврошоп" не отреагировал.

В сентябре и декабре 1998 года "Еврошоп" снова рассылал жителям России свои "лотерейные" каталоги. 8 апреля 1999 года Антимонопольный комитет наложил на неугомонную компанию штраф в 83 тысячи рублей за неисполнение предписания о прекращении незарегистрированной лотереи. Компания снова подала на Антимонопольный комитет в суд.

Арбитражный суд г. Москвы, куда ООО "Еврошоп" направило иск к ГАК РФ, подтвердил правильность решения ГАК РФ в отношении нарушения законодательства о рекламе этой компанией.

С 1999 г. МАП регулярно штрафовал "Еврошоп" за нарушение закона о рекламе и за проведение незаконных розыгрышей и лотерей при продаже товаров. В прошлом году министерство обратилось в судебные органы с требованием закрыть компанию.

Иск о закрытии "Еврошопа" подавало читинское территориальное управление МАП. Постановление о закрытии компании было вынесено 27 февраля 2002 года. Месяцем позже оно вступило в силу. За это время представители ответчика имели право обжаловать решение в суде, но так и не сделали этого.

27 сентября 2002 года Управление внутренних дел Центрального административного округа Москвы возбудило уголовное дело в отношении руководителей ООО "Еврошоп" по статьям "мошенничество" и "неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта" Уголовного кодекса РФ. По имеющимся сведениям, компания регулярно нарушала как закон о рекламе, так и о защите прав потребителей.

Как избежать надувательства?

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство стран цивилизованного мира сделалось для подобного рода афер совершенно непривлекательными. Тратиться на всякие глянцевые ловушки там - себе в убыток. Во-первых, народ уже давно не верит в дармовое моментальное богатство. Во-вторых, жуликов даже самой изощренной формации там преследует полиция.

У нас же с этим сложнее. Предъявлять гражданские иски фирмам, обещавшим призы в торговой лотерее, совершенно бесполезно. Они так хитро составляют свои обещания, что при серьезном разборе оказывается, что они гарантировали не приз, а участие в розыгрыше.

Привлечь организаторов игры к уголовной ответственности тоже не просто. Хотя в их действиях на первый взгляд и есть признаки мошенничества (присвоение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием), для обвинения надо доказать наличие умысла. То есть организаторы лотереи должны заранее знать, что призы никому не достанутся. Сделать это чрезвычайно трудно.

Итак, доказывать мошенничество в полиграфическом "лохотроне" сложно. Судиться же в гражданском порядке с а/я N 8 или N 10 бесперспективно. Да и кто из несостоявшихся миллионеров будет тратить тысячи для поездки из своего Новосибирска или Сочи, чтобы потом в Москве добиваться возвращения четырех сотен?

Единственный способ реального противодействия мошенникам остается прежним: воздерживаться от соблазна разбогатеть подобным образом.


С января 1995 г. по июль 1997 г. ЗАО "Еврошоп", а также с ноября 1997 г. ООО "Еврошоп" распространяли рекламные каталоги товаров, которые содержали условия лотереи с розыгрышем призов, направленной на стимулирование сбыта продукции. В указанный период ЗАО "Еврошоп" провело среди своих потребителей две лотереи с общим призовым фондом 32 775 800 руб. и 35 000 долларов США каждая, а в соответствующий период ООО "Еврошоп" организовало лотерею с общим призовым фондом 250 000 долларов США.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно