В. ПУТИН вышел на второй срок президентства. Аналитики пытаются понять, каким образом человек, не обладающий ни внешностью де Голля, ни бульдожьей хваткой У. Черчилля, ни политическим опытом и византийской хитростью Ф. Миттерана, ни мудростью Дэн Сяопина, сумел превзойти всех по рейтингу доверия и стабильности народной любви.
И. СТАЛИНУ потребовалось больше десяти лет и страшные чистки "большевистской гвардии", чтобы запустить механизм "всенародной любви". В. Путин не "косит" под народность, как Н. Хрущев, не строит из себя героя Новороссийска, как Л. Брежнев, не играет в демократа, как М. Горбачев, не обещает "лечь на рельсы" за народное счастье, как Б. Ельцин. А популярность растет...
Это кажется странным на фоне весьма скромных достижений. Ведь основные проблемы, оставленные предшественником (бедность, разрыв между нищетой и богатством, высокая смертность, коррупция, криминал, безответственность чиновников), существуют и сейчас.
Так почему же народ разлюбил либералов, отвернулся от КПРФ? Почему не пошел за "державником и патриотом" Глазьевым или талантливым популистом Жириновским? Почему все они проиграли, а В. Путин выиграл?
Б. Ельцин любил сравнивать себя с Петром I, а В. Путин избегает исторических аналогий. Несмотря на некоторую тягу к военной атрибутике - бушлаты, фуражки, шлемы, куртки военного образца, - он вовсе не претендует на роль супермена, российского "шварценеггера".
Нет сомнения: как у всякого нормального человека, у В. Путина есть свои недостатки. Но поразительно то, что народ просто не хочет их видеть. Из значимых "дефектов" социологические опросы выявляют лишь один - нерешительность. Но и на это указывают лишь 16%. К тому же у этого "недостатка" есть обратная, скорее, позитивная сторона - осторожность, несклонность к поспешным, непродуманным решениям.
Без фокусов
КРИТИКИ слева упрекают его в том, что он слишком затянул разрыв с ельцинской "семьей", слишком робко демонтирует олигархическую систему. Считается, что он скрупулезно, "по-джентльменски" исполнил контракт, заключенный с Ельциным при передаче власти. Возможно, это так. Но, с другой стороны, если бы он взялся за жесткую "санацию" в первый же год, когда олигархи были на вершине финансового и политического могущества, как знать, не привело бы это к олигархическому путчу с весьма опасными последствиями? Ведь, в сущности, Б. Березовский намекал на такую возможность.
Интересно то, что к В. Путину совершенно не подходят эпитеты, которыми обычно наделяли лидеров вождистского типа: "гениальный", "прозорливый", "мудрый", "великий" и т. д. Люди, по свидетельству социологов, ценят в президенте вполне прозаические качества: молодость (33%), активность и физическое здоровье (30%), профессионализм (29%), отсутствие вредных привычек (15%).
Люди приписывают ему роль "заступника". Пострадавшие от "эпохи Ельцина" даже склонны видеть в нем "народного мстителя" за олигархический грабеж, тайного "антиельциниста". А профессор Елена Шестопал с философского факультета МГУ, разрабатывая психологический портрет президента, даже выявила у него качества "охотника", зачищающего лес от вредных хищников. Если Ельцина психологи ассоциировали со львом, генерала Лебедя - с медведем, Немцова - с петухом, то В. Путин - "зверек, живущий сам по себе", в меру "кусачий", в меру сильный и независимый. Анализируя "цветовую гамму" президента, психологи выделяют преобладание строгих серо-черных тонов. Это считается признаком скромного, сдержанного человека.
Неслучайный Путин
ПОПУЛЯРНОСТЬ Путина отчасти связана и с тем, что люди устали от экстравагантных выходок предшественников. Люди не хотят, чтобы российский президент ходил в расшитых косоворотках и стучал башмаком по трибуне ООН, как Хрущев; чтобы он целовал взасос иностранных лидеров, как Брежнев, или дирижировал оркестром, как Ельцин при проводах российских войск из Германии.
Да, у В. Путина "первого срока" были свои фирменные словечки типа "замочить в сортире", "замучаетесь пыль глотать" и др. Но его притягательность не в этих "приколах", а в том, что население, может быть, бессознательно почувствовало, что "случайный Путин" (по мнению либеральных критиков) обладает набором тех качеств, которые более всего соответствуют задачам модернизации, не прибегая при этом к мобилизационным методам эпохи сталинизма.
С подачи известного социолога Ю. Левады к В. Путину прилипла бирка "президент надежды". На самом деле надежда не столько в личности самого президента, сколько в том, что после почти целого столетия поиска "особого пути" и всеобщей (бесплодной) мобилизации в России из-под азиатско-коммунистического асфальта прорвались наконец ростки нормальной европейской жизни. Похоже, В. Путин услышал этот "шорох травы" и понял, что его задача - не мешать росту.