НА ПРОШЛОЙ неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не все, что задумывали, получилось. Есть признаки отступления. После майского "технического переназначения" вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте о "компактном и эффективном правительстве" так и не суждено сбыться? И сколько управленцев все-таки нужно стране?
0,9 чиновника на 100 душ
"НИКАКИХ научных норм численности чиновников не существует, - говорит директор Социологического центра Российской академии госслужбы Владимир Бойков. - По степени бюрократизации Россия, например, в разы отстает от других европейских стран". Специалисты подсчитали, что у нас государевы слуги составляют всего 0,9% населения, тогда как в Японии этот показатель равен 2%, в Германии - 3%, в Великобритании - 3,5%, во Франции - 4,9%, а в Швеции - аж 9,4%! Видимо, дело не в количестве бюрократии, а в качестве?
"Сколько можно издеваться? - пожаловался "АиФ" кемеровский губернатор Аман Тулеев. - Парадокс: угольный разрез строится за полтора года, а лицензию получаешь два с половиной! Ну ладно уголь - обычную скважину с минеральной водой мощностью 30 кубов в сутки два года открыть не можем. Согласовать надо в 11 инстанциях! Если раньше было одно министерство, теперь три уровня пройти надо - агентство, службу, министерство... Попробуй убери какого-нибудь клерка. Твою мать, что тут начинается! За десять лет он оброс такими связями... Коррупция на каждом уровне".
При этом сами губернаторы клянутся, что уж в своих вотчинах они смело сокращают штаты. Дальше всех в России, по его собственному признанию, зашел президент Чувашии Н. Федоров. У него всего 2 тыс. республиканских и муниципальных чиновников на 1,35 млн. жителей. То есть чуть более 0,001 на душу населения!
Крапивное семя
ИСПОКОН веков бюрократов на Руси презрительно именовали "крапивным семенем". Сколько их ни пропалывай - толку не будет. "Сокращение чиновников у нас всегда превращалось в фикцию, - поясняет социолог В. Бойков. - Ликвидируются вакантные должности, их в любом аппарате около 10%. Под сурдинку выгоняют ненужных людей. А потом все постепенно возвращается на круги своя - должности прибавляются, штаты раздуваются". Итог - сколько ни объявляли кампаний по сокращению госаппарата, на деле за 8 лет он разбух на 20%.
Особенность национальной административной реформы заключается в том, что заниматься ею вынуждена... сама бюрократия. Потому что нет ни настоящих политических партий, ни общественных организаций, сопоставимых по мощи с корпорацией чиновников. Но кто же будет рубить сук, на котором сидит? "Бюрократия не заинтересована в резких изменениях, - говорит автор одного из проектов административной реформы экономист Александр Шохин. - Это должен делать кто-то извне. Например, президент. Но в отсутствие развитых структур гражданского общества ему придется "натравливать" одну часть бюрократии на другую. И есть опасность, что та часть, которая призвана оздоровить всю бюрократию, сама обюрократится".
Круг замкнулся? Однако в Кремле, похоже, считают иначе. На вопрос, сможет ли президент довести административную реформу до конца и победить гидру бюрократии, высокопоставленный чиновник администрации, просивший не называть его имени, ответил так:
- Без бюрократии ни одно государство не в состоянии выполнять свои функции. Бюрократию не надо побеждать. Сократить, конечно, можно, но в разумных пределах. Она все равно будет пытаться вылезать, как тесто из кастрюли. Так происходит везде. Только где-то бюрократия подчиняется законам, а где-то на них плюет.
ДЛЯ СПРАВКИ. В России насчитывается более 1,2 млн. "слуг народа". Если буквально представить себе три ветви государственной власти, то получится один толстый сук - исполнительная власть (1 млн. человек) и два более или менее хилых отростка (160 тыс. судей и прокурорских и всего 23 тыс. законодателей). 47% чиновников трудятся в федеральных структурах, по 17 и 36% соответственно - на региональном и муниципальном уровнях. В центральных властных органах в Москве работают около 38 тыс. человек.