В ФЕВРАЛЕ этого года врачи Киреевской райбольницы в Тульской области заразили СПИДом 23-летнюю пациентку. Уже после успешной операции выяснилось, что перелитая девушке кровь была инфицирована. Родственники пострадавшей обратились в прокуратуру. Недавно было принято решение - закрыть областную станцию переливания крови.
"ПРОБЛЕМА переливания крови доноров, больных СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С, существует уже много лет, - говорит Елена Пчеленкова, специалист Мособлпрокуратуры, в прошлом медицинский работник. - Статистический учет зараженных доноров был прекращен в 2001 году. С тех пор известно 325 случаев, когда в результате переливания "грязной" крови были заражены ни в чем не повинные люди".
В нашей стране сдача крови уже давно стала своеобразным заработком. Поэтому 70% профессиональных "кадровых" доноров - проститутки, бомжи, наркоманы и безработные. За каждую сдачу им платят от 700 до 2000 руб. Врачи на ранней стадии не всегда могут лабораторно установить диагноз донора. И тот порой сам не знает, что он является носителем инфекции.
Бывает и наоборот. Например, донор из Серпухова знал, что болен сифилисом, и сдавал плазму на протяжении 10 месяцев, заразив 20 человек. А жительница Шатуры анонимно лечилась от сифилиса в Москве, кровь же ездила сдавать по месту постоянного проживания. Сделав это 40 раз, женщина поехала получать награду "Почетный донор России" со всеми причитающимися льготами. Когда ее лечащий врач увидел исколотые вены на руках пациентки и узнал, что она - донор, то поспешил поставить в известность центр переливания крови. Награду преступница не получила. Впрочем, и наказание ее обошло. В Уголовном кодексе РФ есть статья за умышленное заражение вен- или ВИЧ-инфекцией, максимальный срок по которой 8 лет.
По словам Пчеленковой, зараженная кровь, кроме всего прочего, может провоцировать инфаркт, инсульт, рак.
Корреспонденту "АиФ" удалось поговорить с родителями мальчика, ставшего жертвой "грязной" крови. "Моему малышу было 13 лет, - рассказала молодая женщина. - Он с детства болел лейкемией. Мы постоянно возили сына по врачам. Один из них сказал, что если срочно не сделать малышу переливание, то он не проживет и месяца. Мы согласились. Положили мальчика в одну из лучших столичных больниц. Операция прошла успешно. Но через три месяца по почте пришло письмо с требованием приехать всей семьей в кожвендиспансер и пройти "проверку на сифилис". Это было для нас шоком! Мы, конечно, сдали анализы. У меня с мужем ничего не обнаружили, а у сына оказался сифилис в ранней стадии. Кровь донора была зараженной. После этого обследования сын умер через неделю..." Родители находились в таком горе и отчаянии, потеряв единственного ребенка, что даже не потребовали ни компенсации, ни возбуждения уголовного дела.
Кстати, уголовных дел ни по донорам, ни по врачам у нас пока не было.
Другое мнение
ЗА КОММЕНТАРИЕМ "АиФ" обратился к зам. директора Гематологического научного центра, доктору биологических наук Марии АЖИГИРОВОЙ:
- СТАТИСТИЧЕСКИЙ учет доноров, страдающих вирусоносительством, никогда не прекращался, а ведется постоянно в каждом учреждении, которое занимается заготовкой крови, плазмы или тромбоцитов. За ними ведется строжайший контроль со стороны санэпиднадзора. У донора берут кровь только при наличии прописки, справки из кожвендиспансера, кроме того, проверяют гемоглобин крови, общий белок, наличие татуировок. Конечно, были случаи, когда с кровью передавались инфекции, но лишь тогда, когда врачи и лаборанты были бессильны это установить. Ведь существует так называемое серологическое окно, когда инфекцию в контролируемых образцах увидеть нельзя. Но именно потому, что такие ситуации возможны, мы все перешли на карантинизацию плазмы, когда взятая у донора плазма хранится полгода, а донора проверяют через 3 и 6 месяцев повторно, чтобы максимально снизить риск заражения больных людей.