БРОНЗОВАЯ статуя президента России, изваянная скульптором Зурабом Церетели, показала - желание наших творческих людей и чиновников понравиться власти зашло слишком далеко. О национальных особенностях кумиротворения рассуждают писатели Владимир ВОЙНОВИЧ и Григорий ОСТЕР, автор детской версии сайта президента в Интернете.
Владимир Войнович: "В России две беды - казнокрады и подхалимы"
ВСЕ эти портреты, бюсты и проч. вызывают у меня брезгливое отношение. И ввергают в состояние уныния, потому что в этом смысле никаких перемен к лучшему в стране не наблюдается. В России, говорят, две беды - дураки и дороги. На самом деле есть еще две серьезные беды России - казнокрадство и лизоблюдство. Если человек очень сильно любит начальство и откровенно свою любовь демонстрирует, значит, чего-нибудь хочет украсть или уже украл. Лизоблюдство заразно и перерастает в кумиротворение или идолофрению, как я это называю. Подобная болезнь есть везде, но у нас принимает особо затяжные формы с тяжелыми осложнениями. Может быть, потому что в России на протяжении веков царило самовластие. При всех абсолютистских монархиях, при дворах всяких Людовиков и Карлов, льстецов было предостаточно. Но Европа уже сотни лет живет при демократии, при которой лесть стала почти бесполезной. А политическая элита нашего общества - в основном выходцы из партии, комсомола, КГБ. То есть из тех структур, где карьеру можно было делать в значительной степени только через подхалимаж.
На самом деле процесс лизоблюдства пусть негласно, но поощряется. Ведь люди, ваяющие или рисующие портреты высшего лица, всегда рассчитывают что-нибудь с этого поиметь. В демократических странах, в той же Германии, к примеру, вы можете сколько угодно рисовать или ваять канцлера - ничего за это вы не получите. Ни привилегий вам не дадут, ни мастерской, ни галереи не откроют, ни в должности не повысят. Даже если канцлеру какая-нибудь работа и понравится (люди вообще падки на лесть), у него и власти-то такой нет - награждать угодивших ему художников или писателей.
Конечно, у Путина есть качества, которые располагают к себе людей. Он отличается от своих предшественников тем, что молод, энергичен, не пьет. Кстати, другому бы такую "слабость" не простили (в России к непьющим относятся с подозрением), а у него трезвость стала положительным качеством. Может быть, потому что Ельцин пил слишком много. Кроме того, Путин с самого начала дал понять, что с критикой в его адрес лучше не торопиться. Отчасти это можно объяснить. Наше общество возможность критиковать первое лицо государства расценивает как слабость этого самого лица и тогда уж совсем распоясывается. Критики Ельцина переступали порой все границы и таким образом делали карьеру, выглядя в глазах людей большими храбрецами, вроде крыловской Моськи. Естественно, Моськин рейтинг высоко взлетал, а авторитет слона катастрофически падал. Теперь же Моське дано ясно понять, что право тявкать у нее есть, но делать этого лучше не надо, потому что слон ненароком может на нее наступить. Отойдем от иносказаний. Неизменно высокий рейтинг Путина объясняется не только его личными качествами, но и создаваемой вокруг него атмосферой. Телевидение его показывает всегда в положительных действиях и словах. Он в борьбе с терроризмом по-прежнему бескомпромиссен, но народу Чечни всячески помогает, о жертвах стихии заботится, о малоимущих не забывает, ВВП обещает удвоить. Поэтому у особо расторопных творческих личностей и растет вдохновение (быстрее, чем ВВП) любимого президента нарисовать, изваять, прославить в стихах и песнях в надежде, что эти усилия будут благосклонно замечены.
Я вовсе не считаю, что президента надо всегда ругать. Человек, избранный народом на высший пост, заслуживает того, что я называю презумпцией уважения. Судить же его надо по делам, трезво, зазря не хаять, но с панегириками не торопиться. А вдохновенные дифирамбы лицу, находящемуся при исполнении служебных обязанностей, я бы расценивал как оскорбление общественной морали и покушение на государственные устои. Лизоблюдство представляет для общества такую опасность, что ему следует уделить специальную статью в Уголовном кодексе. А если это невозможно, то я создал бы специальную общественную комиссию или жюри, которое ежегодно определяло бы наиболее преуспевших на почве угождения начальству и отмечало бы их усилия скульптурным изображением льстеца с языком, прилипшим к блюду или к другой, более подходящей, но не столь ровной поверхности.
Григорий Остер: "Власть - та же прислуга"
- ПОСЛЕ появления президентского сайта в чем вас упрекают чаще всего?
- Говорят: "И ты, Брут, продался власти, восхваляешь президента Путина".
- Вы считаете, что детям интересно читать про президента?
- Погодите, не заставляйте меня оправдываться. К счастью, упрекают только те, кто сам не заглядывал на сайт "Президент России - гражданам школьного возраста", а только слышали, что я его делал. А кто заглядывал и читал, какие там ответы на вопросы: "Как бороться с любовью к власти?", "Кто главней - президент или твоя мама?", "Как узнать, справляется ли президент со своей работой?" - те уже не упрекают.
- Ну и как же школьникам узнать, справляется ли наш президент со своей работой?
- В сайте сказано: "Если однажды ты услышишь, прочитаешь и увидишь, что про президента с утра до вечера говорят одно и то же - восхищаются им, восхваляют его, твердят, что он великий и прекрасный, незаменимый и непогрешимый, - знай: президент не справился со своей работой, случилась беда и в твоей стране больше нет свободы слова. А значит, нет и демократии". Сайт рассчитан на 10-12-летних. Это возраст, когда подросток начинает осознавать себя гражданином собственной страны, и я попытался рассказать подрастающим гражданам, какие у них должны быть отношения с властью. Самая главная обязанность гражданина - уметь защищать свои права. А тот, кто этого не умеет, - еще не гражданин, просто подданный.
- А родители разве не могут сами своим детям объяснить про страну, в которой они живут, про власть?
- Родители не могут научить детей тому, чего не умеют сами. Я подозреваю, что у основной массы взрослых россиян, большую часть своей жизни проживших в Советском Союзе, отношения с властью просто дикие. Они или испытывают перед властью почти сексуальный восторженный трепет, или, наоборот, ненавидят власть во всех ее проявлениях. А, на мой взгляд, к власти надо относиться как к прислуге. То есть уважать ее труд, вовремя платить ей зарплату. Но если, вместо того чтобы мыть посуду, она начинает хамить, - немедленно уволить. И нанять другую.
Не устаю повторять: я делал не личный сайт Путина, а сайт Президента России. А то, что Путин как нынешний президент под всем этим подписался, то есть дал возможность реализовать мою концепцию, вселяет оптимизм. На сайте сказано, что нельзя идти на третий срок, потому что это будет жульничество. И если Путин с этим согласился, значит, у него действительно нет намерений нарушать Конституцию.
Мнение Кремля
В. Путин. Не лепите, мужики!
САМ президент так однажды ответил на вопрос о моде на его портреты: "Действующий глава государства - так же как флаг, герб - это в известной степени символ государства. Поэтому думаю, что ничего здесь страшного нет, только все хорошо в меру. Когда чувство меры у некоторых людей пропадает, тогда это, конечно, вызывает огорчение".
В окружении главы государства нам пояснили, что к тиражированию своего изображения он по-прежнему относится крайне неодобрительно - "запретить не может, но просит бюсты не отливать и портреты не рисовать".
Кстати