НЕФТЬ становится все более важным козырем в международных делах. А каковы реальные ресурсы России? И кто должен контролировать энергетические запасы страны? С директором Института мировой экономики и международных отношений, членом Научного совета Министерства иностранных дел академиком Нодари СИМОНИЯ беседует Вячеслав КОСТИКОВ.
- НОДАРИ АЛЕКСАНДРОВИЧ, российскую элиту охватила эйфория в связи с невиданным скачком цен на нефть. На фоне нестабильности на Ближнем Востоке политики все чаще говорят о росте влияния России. Не преувеличиваем ли мы наши "нефтяные мускулы"?
- Нужно быть реалистами. На Ближнем Востоке и в Африке находится более 90% разведанных запасов нефти. В Ираке - 11,7%, тогда как в России - около 6%. И хотя крупнейшие потребители нефти и газа действительно заинтересованы в том, чтобы снизить свою нефтяную зависимость от Ближнего Востока, Россия не может заменить этих поставщиков. Наша нефть - это капля в мировом потоке "черного золота". Американцы в год сжигают и перерабатывают 561 млн. тонн нефти. А из России и СНГ получают всего около 10 млн. тонн.
- Значит, США не уйдут с Ближнего Востока?
- Для США доступ к сырью - это вопрос жизни и смерти их экономики. Ведь они пожирают каждую четвертую бочку добытой в мире нефти.
НЕФТЬ всегда была самым политизированным и самым кровавым товаром. События в Ираке подтверждают это. Все разговоры о стремлении США внедрить демократию на Ближнем Востоке - дымовая завеса. Нефть им нужна, а не демократия.
- Американцы сильно напуганы возможностью нефтяного кризиса?
- Не следует преувеличивать их страхи. У США очень разнообразная "нефтяная корзина". Для них на Ближнем Востоке свет клином не сошелся. Из Канады, Мексики, из Южной и Центральной Америки и Африки США получают 360 млн. тонн нефти в год. А со всего Ближнего Востока 114 млн. тонн. К тому же у самих США примерно 10% мировой добычи. И они очень рачительны. При низких ценах они консервируют скважины. Зато при высоких ценах, как сейчас, они активируют даже самые слабые. К тому же у американцев есть "запасные" кладовые в заповедных регионах Аляски.
- На кого все-таки США делают сегодня ставку в своей сырьевой политике?
- В нефтяном гареме у Америки четыре "верные жены": Мексика, Канада, Саудовская Аравия и Венесуэла. И США никогда не пойдут с ними на развод, какие бы скандалы ни сотрясали эту "семейку". Конечно, Вашингтон будет стремиться найти новых "невест". Прежде всего в Африке. Американцы уже кинулись туда. В авральном порядке ведут разведку месторождений и тут же осваивают. Расталкивают локтями старых африканских игроков - Великобританию и Францию. Сейчас они особенно активны в Экваториальной Гвинее...
- Но ведь там один из самых жестоких диктаторских режимов.
- А Вашингтону на это наплевать. Для них национальные интересы важнее правозащиты.
- Способна ли Россия расширить свою нишу на мировом нефтяном рынке?
- Повторюсь: все разговоры о том, что мы готовы чуть ли не заменить своими поставками арабскую нефть, - блеф. К тому же задача ускорения экономического роста потребует больше нефти для использования на внутреннем рынке. Между тем с планированием энергетического будущего дела обстоят плохо. Восточная Сибирь не осваивается. А разведанных запасов хватит только на 20-25 лет. Конечно, чтобы вскрыть недра Восточной Сибири с ее крайне неблагоприятными климатическими условиями, нужны огромные капиталовложения. Без них этот регион превратится в демографическую пустыню. Или заговорит по-корейски, по-японски или по-китайски...
- Но где же взять такие капиталы?
- Для начала нужно решить вопрос о национальной ответственности, точнее, безответственности российского частного нефтяного бизнеса. В прошлом десятилетии олигархи подмяли государство и создали для себя тепличные условия. И они во многом не изменились. В Норвегии налог на прибыль нефтяных компаний - 78%. У нас даже из сверхдоходов изымается всего 50%. У нас что, народ живет лучше норвежцев? Некоторые олигархи поддерживают и миф о том, что они - рачительные хозяева. А на самом деле хватают самую легкодоступную нефть, трудоемкие скважины бросают. И что самое отвратительное: при огромных сверхдоходах совершенно не заботятся о будущем. Даже нефтеразведку не ведут...
- Но, если наш капитал "ленится", может быть, привлечь иностранный?
- При тех затратах, которые потребуются для освоения Восточной Сибири, без иностранного участия, думаю, не обойтись. Но ведь инвесторов нужно заинтересовать. Есть выгодная и проверенная схема - соглашение о разделе продукции (СРП). Мы получаем надежного партнера, современное западное оборудование, которое со временем становится нашей собственностью, и долю в добытой нефти. Можно воспользоваться индонезийским опытом. Там при разделе продукции доля государства составляет 70-80%. У нас эта схема уже опробована и работает, хотя и не без некоторых недостатков, на Сахалине.
Европа нуждается в нашей нефти и особенно в газе. Но Западу пора осознать, что эпоха ельцинского дикого капитализма и беспомощного государства уходит в прошлое. Россия учится отстаивать свои национальные интересы.