ЖИЛ-БЫЛ ученый. Работал. Преподавал в крупнейшем экономическом вузе страны - в Плехановской академии. В 42 года защитил докторскую диссертацию. А когда ему исполнилось 46, в высшую школу пришла перестройка. Ну а дальше вы знаете: жизнь велела крутиться, и наука для этого мало подходила.
"ЗНАЕТЕ, люди очень медленно к новому привыкают. В начале XX века появились стиральные машины. Думаете, их встретили с восторгом? Отнюдь нет. Люди рассуждали так: "У меня жена есть, теща. Они и так нормально стирают. Зачем деньги тратить?" - смеется хозяин офиса Сергей Исаев. - Вот так и в нашем случае".
"Своим случаем" предприниматель считает идею восстанавливать старые прогоревшие сковородки и наносить на них антипригарное покрытие. "В каждом доме есть хотя бы одна старая сковорода. Ее, конечно, можно просто выкинуть и купить другую. А можно заплатить 150-200 рублей и превратить в новую. Вот от этого мы и плясали", - поясняет автор оригинального проекта.
Денежная наука
НА САМОМ деле плясали Сергей Исаев и еще трое его коллег-преподавателей совсем от другого. В начале 90-х они попробовали зарабатывать деньги той наукой, которую преподавали: занялись торговлей ценными бумагами и консалтингом. Вышло не так, как хотелось. А кризис 1998 года и вовсе прикрыл финансовые начинания "медным тазом". Точнее, сковородой.
В 1999 году профессоры-бизнесмены прослышали, что государство готово выделить деньги на поддержку производителей литьевой посуды (это когда разогревают металл и отливают в форму). Исследования показали, что большинство семей в нашей стране пользуется штампованными сковородками и кастрюлями (из металлического листа прессом выдавливают сковородку). А такая посуда вредна для народного хозяйства: штамповка тонкая, хуже сохраняет тепло, готовка в ней забирает на 20% больше электроэнергии.
Партнеры организовали фирму, начали искать производственные мощности, короче, приготовили карманы под правительственные денежки. Тем временем государство от своей идеи благополучно отказалось. "Но мы уже загорелись. Изучили рынок, выяснили, что в России почти никто не производит литьевой посуды с тефлоновым покрытием. Только "Тефаль" и думает о нас", - объясняет Сергей Исаев.
Нашли российских производителей сковородок, отыскали итальянцев, стали брать у них антипригарное покрытие.
Однажды к директору заглянул рабочий со старой сковородой и попросил: "Слушай, Михалыч, можно я сковородочку зачищу, и мы ее тефлоном покроем?" Исаев недоуменно пожал плечами, но согласился. Через день пришел другой и принес уже несколько "обугленных" жаровен. Потом свою посуду приволокли знакомые, соседи. Тогда в голове бизнесменов вызрела идея.
Предприниматели сколотили фанерный прилавок, установили в магазине, написали "Новую жизнь старой посуде", развесили новенькие блестящие сковородки. На второй месяц дело еле-еле сдвинулось.
"Когда мы искали поставщика антипригарного покрытия, встречались на выставках с иностранцами, те только плечами пожимали: "Да вы чудаки! Кому надо старые сковородки восстанавливать? Сколько лет мы в этом бизнесе, про такую ерунду не слышали", - смеется Сергей Исаев. - Они, туземцы, потому и не слышали, что про нашего человека мало знают! Зачем же нам покупать новую, если и старая вполне сгодится!"
Своя ниша
В СВОЮ идею партнеры верили. Но было неясно, как привлечь клиентов. "Давали объявления в газетах и на телевидении. Затрат много - результат почти нулевой".
В конце концов, лучшей рекламой оказался "народный телеграф". Соседи рассказывали друг другу о чудесном воскрешении давно уже похороненной посуды. Правда, в первое время случались курьезы. "Некоторые бабушки, увидев новую сковородку, поднимали крик! - делится воспоминаниями Исаев. - Ни в какую не признавали в ней свою старенькую, обугленную. Кричали: "Подделку подсовываете, отдайте мою! Связалась с вами, спекулянтами!"
Сегодня у предпринимателей уже десяток пунктов сбора старой посуды. На работу дают полугодовую гарантию. Готовую посуду можно получить уже на следующий день. Бизнес окупился за полтора года.
Воплотить новую идею всегда сложно. Можно придумать великолепный "прожект", но принесет ли он деньги? Однако найти незанятую нишу - уже половина успеха. Так считает человек, сделавший сотни тысяч рублей на чужих прогоревших сковородках.