Ходорковский уже год в тюрьме. Хотелось бы узнать, какие у него там условия? Изменилась ли его позиция? Не жалеет, что не уехал за рубеж?
А. П а н к р а т о в, Омск
ПОСКОЛЬКУ сейчас идет суд, пообщаться с олигархом лично нам не удалось, но на вопросы нашего читателя ответили его родители.
- Может быть, и правда, вашему сыну стоило уехать год назад за границу?
- Ну уехали Березовский, Гусинский, - отвечает отец олигарха Борис Ходорковский, - о них говорят: "Старушки, бедные сидят на паперти, дети клей нюхают, а этот их ограбил и сбежал". Как последняя паскуда! Быть этого не должно! Если не виновен, то здесь, среди своих людей, и оправдывайся. Нет, Миша не убежит. И я бы не убежал.
Ему важно мнение тех людей, с кем работал. На последнем свидании Миша сказал: "Черт с ними, с деньгами, с акциями. Компанию жалко".
- Вы говорили с сыном о его статье "Кризис либерализма"?
- Да, мы много об этом говорили. О том, что надо думать не только о тех, кто тебя окружает, но и обо всех остальных. Если у бизнесмена в голове только свой карман, то о либерализме болтать нечего. Он об этом и написал. И от этого не отступается.
- Расскажите, как проходят ваши свидания с Михаилом?
- Свидания нам с женой разрешают один час в месяц. И еще час - жене Михаила. Они происходят в этаком "закутке" с прилавком. Между нами - стекло, разговариваем по телефону.
Дальше рассказывает Марина Филипповна, мать олигарха.
- Какие в камере бытовые условия?
- Насколько я знаю, горячая вода там есть. Не всегда, но в основном бывает. Душ в коридоре. Раз в неделю они моются официально, еще раз можно вымыться за деньги. Там продаются и средства для гигиены, можно купить тазик. Обстирывают себя сами. Миша это умеет, в том числе и гладить, потому что просил передать утюг. Но не ему лично, а на камеру. Там есть чайник, бритвенные одноразовые станки, машинка, которой он сам себя стрижет, тетрадки, ручки. Когда у меня был юбилей - 70 лет, разрешили передать пару фотографий. Книги - только через тюремную библиотеку. Их он заказывает, мы их оплачиваем, а библиотека получает.
Газеты тоже выписали на библиотеку: все центральные газеты. Еще там есть такой виртуальный магазин: список разрешенных товаров. Яблоки, бананы, цитрусовые бывают, каши быстрого приготовления, масло, сгущенка, печенье - перечень большой. Заказ можно делать два раза в месяц. В камере их трое, так что каждый берет на всех.
- С кем он сидит?
- Это тайна. Но общий язык они нашли. Даже вентилятор им дали, потому что один из соседей - сердечник - дышать не мог. Разрешают форточку открывать. Спать сначала было очень жестко, он подкладывал журналы. Теперь привык. Даже отоспался за все последние 15 лет: с 11 вечера до половины седьмого утра. В комнате есть холодильник и телевизор. Так что смотрят все новостные каналы и кино до 11-12 вечера. Сейчас времени почти не стало: 4 раза в неделю суд, раз в неделю - встреча с адвокатами, а в воскресенье надо и по хозяйству что-то сделать...
- Вы видите в сыне какие-то изменения - внутренние, внешние?
- Да нет, он совсем не изменился. Остался самим собой.