90 ЧЕЛОВЕК - пассажиры и экипажи двух российских самолетов - стали жертвами теракта. Это на пятый день после крушения двух авиалайнеров наконец официально признала власть.
Обнаглели
НЕЛЬЗЯ не заметить, что с некоторой неуверенностью. И не потому, что факты - следы гексогена на деталях рухнувших самолетов, две пассажирки-чеченки, которые летели на обоих рейсах, - весьма очевидны. А потому, что никто такой "наглости" от террористов не ожидал. Ведь только что были нападения на Назрань и Грозный, во время которых погибло почти две сотни российских милиционеров, военных и местных чиновников. А еще в этом году были теракт в столичном метро (погибло не менее 40 человек, виновных нет) и взрыв газа в жилом доме в Архангельской области (погибли 58 человек, виновных нет). Вроде хватит. Поэтому атаки на самолеты никто не ждал. И ведь до сих пор многие сомневаются: как же можно взорвать целый самолет, не затащив в него как минимум гранатомет. "Да запросто, - говорит "АиФ" военный летчик первого класса Анатолий Клопов, прошедший Афганистан и другие горячие точки. - Фюзеляж в воздухе - как надутый пузырь. Достаточно небольшого взрыва, давление внутри резко повышается - и происходит разрыв корпуса. Появляется малейшая трещина, особенно в хвосте, где находятся рулевые тяги, он отваливается и..."
Сегодня летать в самолетах никто не боится: мол, пока все не улеглось, спецслужбы будут начеку, поэтому диверсии исключены. Но почему наши спецслужбы начеку только ПОСЛЕ, а не ДО трагедий? Искать виноватых проще, чем предотвращать теракты. "Да, у нас были сигналы о каких-то готовящихся операциях боевиков, - сказал источник в спецслужбах. - Но провокаций мы ждали или в самой Чечне, или в Москве ближе к Дню города, когда в общественных местах будет много народа. Сейчас у нас несколько сценариев, по которым теперь будет идти работа. Один из них такой: скорее всего, планировалась череда терактов. Сначала на остановке на Каширке (напомним, что взрыв произошел, как только от остановки отъехал автобус, набитый пассажирами, что позволило избежать большого количества жертв. - Ред.), потом должен был рухнуть один из вечерних самолетов (в данном случае рейс Москва - Волгоград), а потом утренний (пассажирка С. Джебирханова в последний момент поменяла билет с утреннего рейса до Сочи 25 августа на вечерний накануне). Но что-то там, видимо, не заладилось, и случилось то, что случилось". Куда конкретно целили организаторы терактов, тоже неясно. Ходит слух, что целью упавшего под Ростовом-на-Дону Ту-154 был стратегический объект. Не "Бочаров ручей", где находился В. Путин, - до него от Ростова лететь минут 50. Что-то другое, и поэтому самолет сбили ракеты ПВО. Но у этой версии никаких доказательств.
Все на юг
ИСХОДЯ из имеющихся фактов, можно посоветовать спецслужбам, занимающимся антитеррором, перенести свою штаб-квартиру на юг Москвы. Потому что именно там в 1999 году были взорваны два жилых дома, там же снимали квартиры и хранили оружие и взрывчатку боевики, захватившие Театральный центр на Дубровке, с юга пришел вагон метро, в котором ехал террорист-смертник, оттуда, от автобусной остановки, дорога привела террористов в аэропорт "Домодедово". Откуда приехали в Москву предполагаемые смертницы, которые взорвали Ту-134 и Ту-154, будет выяснять следствие. Официальный представитель МВД Чечни сказал "АиФ", что пока никаких сведений о связях А. Нагаевой и С. Джебирхановой с боевиками у них нет. Самих девушек пока тоже не нашли. Их ли тела были обнаружены на местах падения самолетов, должны определить родственники. На момент подписания номера в авиакомпании "Сибирь" сообщили, что за телом пассажирки Джебирхановой до сих пор никто не обращался. "Скорее всего, паспорта на регистрации в аэропорту были поддельные, - сказал нашему корреспонденту представитель чеченских спецслужб. - После того как разыскали родственников террористок-смертниц из Тушина, которые непосредственно организовали теракт, боевики стали пользоваться в таких случаях поддельными документами".
Пронести бомбу оказалось легко
КАК пронести бомбу в самолет? Оказывается, элементарно! Рамка металлодетектора - первый барьер безопасности. Иногда сигнал срабатывает на застежку-молнию в брюках, а зачастую молчит на мобильнике.
СПЕЦИАЛИСТЫ антитеррора выяснили, что у рамки есть слабое место, где металл почти "не виден". В обуви можно пронести не только пистолетную обойму, но и электродетонатор для самодельного взрывного устройства (СВУ). Поэтому на Западе ее проверяют. А самое надежное место для проноса взрывателя, как горько шутят взрывотехники, - интимное женское место: штатный заводской детонатор как раз по форме и размеру напоминает "Тампакс".
Толовая шашка, похожая на кусок хозяйственного мыла (весом 200 или 400 г), которая, видимо, была взорвана в двух самолетах, легко "проскальзывает" через второй барьер безопасности - интроскоп, рентгеновскую установку, через которую пропускают багаж и ручную кладь. С их помощью СВУ обнаружить практически невозможно, тем более если оно находится в разобранном виде и "камуфлируется" другими вещами пассажира. Собрать же бомбу на борту самолета - пара пустяков даже для непрофессионалов. Учитывая, что из ручной клади никогда не изымаются подходящие компоненты бомбы - батарейки, мобильные телефоны, зарядные устройства для бытовой техники и т. д.
Приборы, распознающие любой тип взрывчатки, - газоанализаторы, стоят дорого, но не дороже человеческой жизни (от 30 до 150 тыс. долл.) и установлены только в трети российских аэропортов. В "Домодедове" пока пользуются ручными газоанализаторами. И то выборочно, по подозрению. Но и они не дают 100-процентной гарантии.
В течение этого года "АиФ" уже дважды писал о возможности теракта на воздушном транспорте. Напоминаем сотрудникам службы безопасности аэропорта "Домодедово", что в апреле с. г., проходя предполетный контроль, наши корреспонденты практически открыто везли в дорожной сумке "боевой набор" террориста: два куска хозяйственного мыла, почти как две капли воды похожие на тротиловые шашки, в торцах которых торчали пальчиковые батарейки, якобы детонаторы. Вперемешку с фотоаппаратом, спутниковым телефоном, диктофоном, ксерокопиями карт пяти регионов Северного Кавказа они везли пакет пшеничной муки - якобы гексоген, который террористу тоже не помеха. Доблестные авиасекьюрити в ручную кладь даже не заглянули. Бесконтрольный пронос багажа через службу безопасности в аэропорту "Минеральные Воды" стоил всего 50 руб., вложенных в паспорт и переданных девушке из службы досмотра.
ПОСЛЕ двух публикаций работники аэропортов "Минеральные Воды" и "Домодедово" упрекали нашу газету во всех смертных грехах, утверждая, что мы паникуем, не располагаем никакими фактами. К сожалению, сегодня эти факты очевидны: в считаные секунды в небе России погибли 90 человек. Какие еще нужны доказательства?
А как у них?
...ВО ВРЕМЯ служебной командировки в Японию я испытал лучезарное, с обязательной улыбкой и низким поклоном общение со службой авиабезопасности в аэропорту "Ханэда".
Бесспорно, японцы обеспокоены возможными терактами на воздушном транспорте. И европейцев всегда здесь поражает дотошность авиасекьюрити, работающих в белых перчатках. От их внимания не ускользает даже иголка. Проверка багажа и ручной клади длится ровно столько времени, сколько нужно для абсолютной безопасности полета.
При проходе через металлодетектор досматривается все, что может вызвать хоть малейшее подозрение: застежки на бюстгальтерах, обручальные кольца, маникюрные наборы, хирургический металл в вашем теле и личная обувь, даже если это просто пляжные шлепки. Снимая обувь для проверки на рентгеновской установке, вы получаете новенькие домашние тапочки, пока ваши башмаки подвергаются тщательному досмотру, в том числе и с помощью газоанализатора.
И самое, пожалуй, трогательное обстоятельство: в моей дорожной сумке среди прочей мелочовки оказался набор презервативов в блестящей фольге. Несмотря на соответствующую надпись и пиктограммы, миловидная японка четыре раза пропустила презервативы через интроскоп. И только убедившись в их подлинности, даже посоветовавшись со своими коллегами, она вернула презервативы их хозяину.
Пилоты спасли город?
В НОЧЬ, когда случилась трагедия, жители Каменского микрорайона слышали странный грохот, не похожий на гром, и видели в небе огни самолета, совершившего пару кругов над городом и ушедшего в сторону района. Было ли это на самом деле, установит Госкомиссия. Но если это действительно так, самолет не упал тогда на крупный населенный пункт с двумя химическими предприятиями, находящийся в минуте лета от места трагедии, только благодаря героизму экипажа.
ТЕМ обиднее обвинения в непрофессионализме летчиков. Кстати, никто из "специалистов" не подумал о том, что у погибших пилотов есть семьи, дети, которые, еще не пережив потерю близких, могут очень болезненно воспринимать такие голословные высказывания.
С утра 25 августа район падения самолета Ту-154 был оцеплен. Сельская малышня в галошах на босу ногу собралась возле дома Бодриных. "Тетенька, показать вам что-то интересное?" - спросил меня пацаненок и потащил во двор дома. Там среди капусты на куче навоза в синих искореженных креслах сидели молодая женщина и девочка лет семи. Издалека казалось, что живые. Наталья Хлускова и ее дочь Юля летели тем трагическим рейсом.
На наши голоса вышел хозяин дома Юрий Бодрин. Около семи утра 25 августа он отправился в огород, посмотреть, не натворила ли бед гроза, за которую многие приняли взрывы самолета. Следом за ним, только подоив корову, подошла супруга. От увиденного у нее началась истерика, из которой женщину не могли вывести больше часа. Выехавшие на вызов сотрудники милиции оцепили место, но объяснять хозяевам ничего не стали. Те узнали о происшедшем из выпуска новостей только в девять утра. А вскоре неподалеку, в поле, были обнаружены еще два тела: молоденького паренька в форме курсанта и пожилого мужчины.
Останки самолета и фрагменты багажа пассажиров находят до сих пор. Район поисков за эти дни расширился до сотни километров от Каменска - как уже установлено, самолет начал разваливаться на высоте больше 10 тысяч метров. На сегодня все пассажиры и члены экипажа опознаны, многие уже захоронены. В Миллерове и Ростове-на-Дону, куда доставлены обломки Ту-154, работают специалисты.
Мы надеялись до последнего...
ПОГИБ наш коллега Олег БЕЛОЗЕРОВ.
...Накануне вечером мы, как обычно, согласовывали правки по номеру. Олег был в редакции "АиФ" в Москве и собирался вернуться в Волгоград "на последнем", том самом 1303-м из "Домодедова" - любимом рейсе всех волгоградцев, часто летающих в командировки.
Мы надеялись до последнего. Когда обрывали телефоны аэропортов, спецслужб и самого Олега. Когда ждали, что вот-вот он позвонит и скажет: "Здравствуй, все в порядке, я опоздал на ТОТ самолет".
Его знали и обожали коллеги всех региональных приложений "АиФ". В тот день в Волгоград и Москву со словами сочувствия и поддержки звонили со всей России и стран СНГ. Вместе с нами плакали в Ростове-на-Дону и в Челябинске, в Ставрополе и в Уфе, в Краснодаре и Калининграде, в Воронеже и Саратове. Плакали в Москве: за несколько часов до вылета он курил на редакционном балконе и взахлеб рассказывал о своем новом фотоаппарате. Плакали в Волгограде: потому что для каждого из нас "шеф" (так мы называли его в редакции "АиФ" - Нижнее Поволжье") был больше, чем директор.
Его можно было застать на работе в любое время суток. И в семь утра, и в час ночи он был в редакции со "стратегическими запасами" сигарет и крепкого кофе. У него получалось все - издавать газету, разбираться в тонкостях рекламного рынка, вести по десять переговоров в сутки.
Но больше работы Олег любил свою семью. Как светлело его лицо при упоминании о жене, с какими счастливыми глазами возвращался он из командировок, нагруженный мягкими игрушками для крошечной дочурки.
В Волгограде в день похорон в ослепительно голубом небе прямо над кладбищем пролетел самолет. "Жизнь продолжается", - тихо промолвил кто-то в толпе... Жаль только, что без нашего Олега.
Остался без сыновей...
- МЫ С СЫНОМ виделись недавно, - рассказывал корреспонденту "АиФ" Николай Доценко из Плавского района Тульской области, который приехал на опознание тела Николая Николаевича Доценко, штурмана разбившегося Ту-134, летевшего из Москвы в Волгоград. - Коля ко мне приезжал. А так он с семьей в Волгограде живет... Жил. Все у него хорошо было. Жена, двое сыновей. Второго сыночка у меня небо забирает. Первый ведь был тоже летчиком, в Афганистане его сбили... Что теперь делать-то, как жить?
Почти все пассажиры и члены экипажа в минувшие выходные были захоронены в Волгограде в братских могилах. Единственные непогребенные останки - предположительно Аманты Нагаевой, фрагменты тела которой были найдены около хвостовой части самолета и в 2,5 км от места падения Ту-134. Это единственная пассажирка, чье тело спасатели собрали по кусочкам в окрестностях места трагедии: тела всех остальных погибших были почти уцелевшими. Она же до сих пор является не опознанной родственниками и подозревается в совершении теракта. Как говорят жители деревень Бучалки и Исаково Тульской области, которые до сих пор несут спасателям мелкие обломки самолета и вещи пассажиров, кто-то якобы нашел листочки с фрагментами текста на арабском языке.
Канкан на поминках
НАРОД в кинотеатрах смеется до слез над американским комедийным мультиком "Шрэк-2". На телеэкране - смешная пивная реклама ("С толстяком - не соскучишься!"), прикольное реалити-шоу, по радио - развеселые песенки "Пропаганды" и Валерии, в ресторане компании довольных людей травят анекдоты: воздух то и дело сотрясают раскаты хохота. Все это дело в России называется... национальный траур.
Честно говоря, я так и не понял, зачем нужно объявлять траур, который всем глубоко по барабану. Кинотеатры не перестанут показывать комедии, потому что их заботит лишь прибыль. Рестораны и казино не свернут развлекательную программу, радио не откажется от трансляции поднимающих настроение ритмов, телевидение не снимет рекламные ролики, содержащие юмор, не прекратит показывать веселенькие клипцы. Отечественные бизнесмены от ТВ и шоу-бизнеса даже на один-единственный день не могут оторваться от желания заработать денег, а обычные люди не хотят даже делать вид, что скорбят по тем, кто погиб. Казалось бы - всего на ОДИН ДЕНЬ надо замолчать, прочувствовать ужас случившегося, ощутить боль людей, потерявших близких, - но нет, мы и на сутки не хотим прекращать веселиться. И каково родственникам погибших наблюдать, что окружающему миру нет никакого дела до их горя? Никто не хочет представить, что в этих самолетах мог бы оказаться и он. "Страна скорбит!" - объявляет телеведущий и включает репортаж с матча "Терека" в Познани, где радостная, с улыбкой до ушей девушка с микрофоном кричит в камеру, что настроение у болельщиков приподнятое. Когда в результате мартовских взрывов в Мадриде погибли почти 200 человек - не работали рестораны, закрылись кинотеатры, ушли с площадей уличные танцоры, повсюду зажгли свечи... У нас о том, что траур, напоминают лишь флаги с черными лентами: формальная имитация скорби в веселой стране. "Радуйтесь жизни и танцуйте вместе с нами!" - объявляет в разгар траурного дня из динамика радио, и люди следуют этому призыву. Начисто забыв о тех девяноста погибших, которым уже не порадоваться ничему и никогда.
Как взрывчатка попала на борт самолетов?
ЭТУ ситуацию мы попросили прокомментировать исполнительного директора Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности Анатолия Викторовича ЕВДОКИМОВА.
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ аэропорт "Домодедово" традиционно признавался и признается специалистами одним из самых безопасных не только в стране, но и в Европе. Действующая в "Домодедове" многоэтапная система, начиная от собственной кинологической службы и заканчивая самым современным и передовым профильным оборудованием, соответствует всем принятым в мире стандартам. Другое дело, что ни один эксперт не возьмет на себя ответственность заявить, что выполнение всех существующих требований и нормативов гарантирует полную безопасность перевозок. Гексоген, следы которого предположительно (до опубликования официальных результатов расследования можно говорить только так) были обнаружены на обломках Ту-154, не подлежит идентификации практически ни в одном аэропорту в мире. Все категории взрывчатых веществ (ВВ) подразделяются на боевые, пластиты, промышленные и самодельные. Наличие того или иного типа взрывчатого вещества с 95-процентной вероятностью можно определить только с помощью специального оборудования - компьютерного томографического сканера или детектора следов ВВ IONSCAN 400B и аналогов иностранного производства. По действующему российскому законодательству досматривать людей с помощью томографа запрещено. Что касается детектора, то технология его работы включает в себя пробы воздуха. Однако возможности технического применения детекторов взрывчатых веществ ограничены конкретными условиями места, а также условиями пассажиропотока. Кроме того, если обратиться к опыту американцев, то усиление контроля вплоть до личного осмотра приведет к остановке этого самого пассажиропотока и не всегда будет давать нужные результаты.
Эффективным применение газоанализаторов и детекторов будет в том случае, если их внедрение в аэропортах, метро и на вокзалах будет проводиться в рамках государственной программы. По подсчетам специалистов, это удешевит детекторы взрывчатых веществ на рынке примерно на 30 процентов.