Примерное время чтения: 4 минуты
343

"Ночные ведьмы"

ПОСЛЕ публикации в "АиФ" N 5 статьи "Нецелованный полк" в редакцию пришло письмо от других отважных летчиц.

НАШ 46-й гвардейский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманский авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Мы летали на маленьких "фанерных" бипланах По-2. Скорость - 120-140 км/ч. А ежели случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато наши машины были легкоуправляемы, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы.

Возили мы и необычные грузы: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, мешки с почтой. Подчас это была невероятно трудная, прямо-таки ювелирная работа. Вот, например, в Эльтигене - это рыбацкий поселок в Крыму - наши десантники занимали крошечный кусок земли, простреливаемый противником. Нам надо было в кромешной темноте найти школьный двор, снизиться до 50, а иногда до 30 метров, очень точно сбросить груз и успеть крикнуть нашим: "Полундра! Патроны привезли!" А по тебе еще немцы стреляют...

За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8-10, а то и по 12-15 боевых вылетов. Более трех миллионов килограммов бомб сбросили мы на врага за 24 тысячи с лишним боевых вылетов. Современные авиаторы, наверное, не поверят, но небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили... у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета.

Понятно, много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью. Конечно, маленькие бомбочки не всегда причиняли противнику серьезный ущерб. Зато мы каждую ночь держали немцев в напряжении, не давали спать. Однажды терпение их командования лопнуло - с Западного фронта были переброшены двухмоторные ночные истребители "Мессершмитт -110".

Эту ночь на 1 августа 1943 г. мы не забудем никогда. Тогда за несколько часов немецкий ночной охотник сжег над Таманью четыре наших самолета, погибли 8 девушек. С таким противником мы столкнулись впервые, но быстро научились его распознавать. Если в районе цели работают прожектора, но молчит зенитная артиллерия, значит, где-то рядом барражирует немецкий "ночник". Средство спасения от них было только одно: летать как можно ниже. На малые высоты скоростные истребители по понятным причинам соваться опасались. Но и мы старались не опускаться ниже 300 метров - был риск получить "в брюхо" осколки собственных бомб.

Наш полк состоял только из женщин. Впрочем, одно время служил у нас парень-радиотехник. Но после того, как в очередной банный день ему выдали полный комплект женского нижнего белья, упросил командование перевести его куда угодно, только подальше "от этих чертовых девок". Несмотря на чисто женский коллектив, уже через два-три месяца по эффективности боевой работы мы сравнялись с мужскими частями. А еще через полгода наш полк первым в дивизии стал гвардейским.

За войну погибли 32 девушки из нашего полка. Горели и падали наши подруги на территории, занятой неприятелем. Население тайком от оккупантов хоронило их под неприметными табличками "Здесь покоится неизвестная летчица" - документов с собой мы не брали.

С первого и до последнего дня существования нашего полка им командовала Евдокия Бершанская (Бочарова). Пришла она в полк опытной летчицей, с десятилетним стажем в гражданской авиации. Нам, тогда девчонкам, было от 17 до 23 лет, а Евдокия Давыдовна была старше на десяток лет. Волевая, мужественная, она в то же время была удивительно женственной. Если предстояла особо сложная операция, первой вылетала Евдокия Давыдовна. 25 Героев Советского Союза и России выросли в нашем полку. А у командира этой героической части такого звания нет! Нам кажется, 60-летие Победы - отличный повод восстановить справедливость.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно