Примерное время чтения: 4 минуты
121

Андрей Кончаловский: "России пора взрослеть"

В ПОСЛЕДНИЕ месяцы по миру прокатилась целая волна захватов заложников. Некоторые аналитики склонны видеть в этом обострение глобального противостояния Востока и Запада.

Режиссер Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, уже не первый год занимающийся проблемой взаимоотношений цивилизаций, считает, что здравое зерно в этой идее есть.

- О ПРОБЛЕМЕ столкновения Востока и Запада еще 6 лет назад написал профессор Хандингтон в книге "Столкновение цивилизаций". Американская идея глобализации очень агрессивна. Мы это чувствуем даже в Москве, глядя на экраны кинотеатров и на молодых людей, которые смотрят только американское кино. Наша культура - псевдоевропейская - очень слабая и очень зависимая, мы достаточно легко поддаемся чужому влиянию. Мусульмане же - культура сильная, независимая, самобытная, по-настоящему религиозная. И они будут сопротивляться этому влиянию до конца.

У России же более выгодная ситуация в этом смысле. Наивно было бы вписывать терроризм, от которого страдают российские граждане, в контекст противостояния мусульман и Запада. Думаю, что между поляком и русским найдется больше разногласий, чем между русским и таджиком или татарином. К тому же мы изначально не собирались устанавливать демократию в Чечне - просто потому, что ее у нас с вами нет. Корни конфликта другие - это имперская политика большого государства, которое еще в прошлые века дралось за эти земли. Собственно, про это писал еще Лев Толстой.

- Так что же делать, какие меры стоит принять, чтобы подобные ситуации не повторялись? Запугать этих людей, как вы сами сказали, невозможно...

- Почему-то об этом вспоминают только тогда, когда случается что-то типа "Норд-Оста", захвата школ или взрывов. А когда взрывов нет, то каждый занимается своим делом и, стоя в очереди, с презрением думает о "каких-то там чучмеках".

Что нам делать? Взрослеть! Делать все, как у больших, а не как у детей. "Как у больших" - означает не как в Америке, где у власти это правительство недоносков.

Мне очень сложно советовать президенту. Если бы я делал это, то был бы либо слишком самоуверенным, либо недалеким человеком. Это очень трудная задача - управлять, к примеру, Российской армией. Армия эта неуправляема - денег нет, солдаты болеют, кончают жизнь самоубийством, дисциплины нет. Наши военные - в определенном смысле несчастные люди. И когда такая армия куда-то идет воевать, то ничего, кроме развязывания темных инстинктов, свойственных нашей нации, не получается. А о темных сторонах души русского человека говорили и Чехов, и Толстой, и Горький. Горький в свое время написал замечательную статью о русской жестокости, после чего Ленин попросил его уехать на Капри. Такую армию привести в боеспособное состояние, восстановить невероятно сложно. И что-либо требовать от президента в нынешней ситуации бессмысленно.

- Сейчас вновь зазвучали мнения о том, что нужно ужесточать меры борьбы с террористами - выселять, расстреливать и т. п. Насколько это действенно?

- Подобные ксенофобские вещи звучат наивно. Та же чеченская диаспора много делала и делает для русской культуры и русского государства. Чеченцы по своей культуре, по своим традициям - воинствующая нация. Это бойцы, корсары, которые всю жизнь сопротивлялись русскому империализму. Лев Толстой в "Хаджи-Мурате" написал это гораздо красивее, чем я говорю. У них есть свои традиции, которые глупо насильственно менять. И так как я убежден, что культура определяет политику, то надо и стараться выстраивать свою политику соответственно. Это сложно. Потому что для начала нужно научиться уважать других людей - уважать вообще все, что ходит под Богом на этой земле.

К тому же мы живем в состоянии своеобразных идеологических ножниц. Постоянно звучат голоса: "Безобразие, силовые органы неспособны поддерживать порядок в стране! Они абсолютно бессильны перед терроризмом!" Но вот проходит сообщение, что увеличены средства на нужды КГБ. И снова поднимается крик: "Это безобразие! Мы живем в полицейском государстве! Деньги опять идут на армию!" Но тут уж одно из двух, господа! Либо мы выбираем безопасность, либо - полную свободу, без армии, полиции и т. п. Выбирайте! Я лично выбираю безопасность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно