Пресса пишет о росте ваххабизма в Татарстане. Радикальный ислам открыто преподают в медресе. Там не боятся повторения чеченского сценария?
Д. С к а ч к о в, Самара
ОТВЕЧАЕТ президент Республики Татарстан Минтимер ШАЙМИЕВ:
- К СОЖАЛЕНИЮ, в российской прессе повторно начали обсуждать проблемы прошлых лет. Вспомнили медресе "Йолдыз", которое уже не существует, - оно стало филиалом Российского исламского университета, и о преподавании ваххабизма там не может быть и речи. Вспомнили о медресе в Альметьевске, где давно наведен порядок. В остальных медресе и до этого не было преподавателей ваххабитского толка.
В условиях демократии нельзя исключать того, что кто-то придерживается крайних взглядов, но такие люди не могут найти социальной базы в республике. Были радикально настроенные молодые люди, как и в любом регионе с мусульманским населением, но они уехали. Кто - в Чечню, кто - в Афганистан. Да и тех были единицы, хотя пресса продолжает это муссировать.
Общественное сознание в Татарстане сформировано под влиянием джадидизма - религиозного реформаторского движения, начавшегося 200 лет назад. Это течение либерального толка, очень толерантное к другим религиям, признающее равенство мужчины и женщины, трактующее джихад не как войну с неверными, а в его первоначальном смысле - как "усердие" в борьбе с неверием внутри себя. Татарское богословие создало очень "мягкую" форму ислама, и мы опираемся именно на эти традиции в преподавании ислама в религиозных учебных заведениях. Российский исламский университет в Казани призван продолжить эти традиции, и он стал методическим центром всех медресе в республике.
Сегодня идет "демонизация" ислама, его начали трактовать как исключительно радикальную религию. Все это может привести к возникновению новой "берлинской стены" между Западом и исламским миром. Джадидизм - та форма ислама, которая соединяет исламские традиции с демократическими ценностями. Было бы полезно, если бы СМИ больше рассказывали о положительном опыте мирного сожительства ислама и христианства, не увлекаясь "жареными" темами, если даже под ними лежат реальные, но случайные или частные факты. Можно уверенно утверждать, что в Татарстане ситуация, приемлемая для большинства, поэтому многие международные центры изучают "модель Татарстана". Мы избежали участи Боснии и Чечни, поскольку придерживаемся принципа соблюдения баланса интересов разных этноконфессиональных групп и сформировали в республике политическую культуру, которая не воспринимает радикальные взгляды, будь то фашизм или ваххабизм, национализм или шовинизм. У нас есть продуманная система упреждения на ранних этапах конфликтогенных проблем.
Ни один регион не застрахован от проникновения чуждых или радикальных идей. Скинхеды безнаказанно шагают по улицам многих городов России. Точно так же могут появиться и ваххабиты в разных регионах страны. Очень трудно упредить этот процесс, если мусульмане оказываются разобщенными, как сегодня. Только координационный центр может вести целенаправленную работу по выстраиванию системы религиозного образования на основе российских традиций толерантного ислама. В Татарстане удалось достичь единения после того, как избрали одного-единственного муфтия, с которым работают государственные и общественные структуры. В Российской Федерации считаю необходимым сделать то же самое.