В ВЫХОДНЫЕ представители регионов прибыли в Москву, чтобы договориться с правительством о цене проездных билетов для льготников. С 1 февраля их продажа начнется по всей России. Цена должна быть такой, чтобы компенсации, которую люди получают вместо льгот, было достаточно для их приобретения. Кроме того, с 1 марта базовая пенсия повышается до 900 руб. Это даст прибавку минимум в 240 руб., максимум в 800 руб. Означает ли это, что монетизация потихоньку выкарабкивается из кризиса? Этот вопрос мы задали министру здравоохранения и социального развития Михаилу ЗУРАБОВУ.
- МИХАИЛ Юрьевич, можете, положа руку на сердце, сказать, что реформа была хорошо продумана? Про 10 млн. пенсионеров вообще забыли. Их лишили льгот на проезд без каких бы то ни было компенсаций.
- Пенсионеры - особый случай. Они пользовались бесплатным проездом, но ни по одному федеральному закону права на это не имели. В свое время губернаторы напринимали местных решений: предоставили пенсионерам бесплатный проезд. Понять их можно: тогда шли задержки пенсий, огромная инфляция. Но они же об этих решениях никому не объявили! В конце прошлого года шли непрерывные совещания. Но ни разу никто не сказал о проблеме, которая называется "пенсионеры". Теперь они с этим столкнулись и спрашивают нас: "Что делать?" А где вы раньше были?
Мы прописали в законе о монетизации четко: из-за отмены льгот материальное положение людей ни в коем случае не должно ухудшиться. Теперь говорим губернаторам: "Выдайте людям компенсацию!" Они отвечают: "У нас денег нет".
Регионы хитрят
- ВЫ утверждаете, что плата за проезд так высока именно потому, что огромное количество людей имело право не платить за билет. Ведь если половина города ездит бесплатно, со второй половины надо собрать вдвое больше.
- Я убежден, что сегодня все регионы хитрят: реальные расходы одни, а билеты они продают совсем по другой цене. Мы на днях встречались с руководителями Ленинградской области. Я спросил, сколько, по их мнению, должен стоить единый проездной, чтобы можно было обеспечить проезд всем льготникам. Мне ответили: "100 рублей". Понимаете? А ведь на практике обыкновенный проездной стоит не менее 250 рублей, а то и все 600. Льготный - 170. И главное, несмотря ни на что, средств им постоянно не хватает. В автобусах, в метро ездить опасно! На ремонт денег нет, не говоря уже о закупке нового оборудования.
Надо разобраться, откуда берутся эти безумные тарифы. Чтобы прийти к нормальной цене, надо просто начать всем платить за билет. Пусть регионы назначат плату за проезд для льготников, какую посчитают нужной, - 100, 150, 200 руб. в месяц. Но они должны понимать, что компенсации на это придется выплатить из собственного бюджета. Это должно заставить губернаторов задуматься. Кстати, есть регионы, где стоимость проезда уже снизилась только потому, что люди начали платить.
- Это напоминает поговорку "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Неужели вы и правда никогда не слышали о том, что пенсионеры пользуются льготами на проезд? Какие меры сейчас необходимо принять, чтобы снять напряженность?
- Я бы сделал так. Если у регионов нет средств, чтобы выплачивать компенсации пенсионерам, они должны на ближайший год сохранить бесплатный проезд (причем и для своих льготников, и для федеральных). Если региональные власти принимают решение установить стоимость льготного проездного, скажем, 150 руб., значит, они должны выплатить своему региональному пенсионеру компенсацию - не менее 150 руб.
- А как быть с остальными региональными льготниками - ветеранами труда, тружениками тыла и т. д.? Ведь в состав выплаты входит компенсация не только за транспорт, но и за остальные утраченные льготы, например за зубопротезирование, оплату телефона. Если ветеран труда получает 200 руб., 150 руб. отдает за проездной, на все остальное у него остается полтинник. А во многих регионах услуги связи с нового года подорожали, кое-где даже на 60%.
- Правильно, регионы должны с учетом стоимости проездного билета несколько повысить компенсации. Что касается федеральных льготников (которые получают компенсации из госбюджета), мы им адресно поможем. Не всем, а только тем, у кого выплата окажется меньше стоимости проездного (по нашим расчетам, таких людей около 16 тыс. человек).
- Но ведь региональные бюджеты действительно нищие. И во многих случаях это стало для них непосильной нагрузкой.
- У регионов нет денег? Как бы это выразиться поаккуратнее. Вот вы допускаете, что не всё, на что тратят деньги региональные власти, - это предельно эффективные расходы?
Одно из достижений реформы по монетизации льгот: губернаторы впервые осознали, что их главная задача - выполнить обязательства перед населением. До сих пор они больше думали о собственном бизнесе: занимались инвестициями, строили дороги, тратили на это какие-то совершенно астрономические суммы и т. д. Они могли бы максимально сократить свои расходы, но вместо этого повысили тарифы (квартплату, плату за проезд), чтобы собрать дополнительные деньги. Дальше поделили эти деньги между льготниками, выдав каждому по 200-300 рублей, и отчитались: "Мы все выполнили".
- Насколько мне известно, проблемы есть не только с транспортом. Не хватает льготных лекарств. Из многих регионов сообщают, что они обеспечены ими максимум на 38%.
- Мы поставили лекарств в регионы уже на 2 млрд. рублей. Губернаторы признают, что раньше получали в 10 раз меньше. Проблема еще и в том, что выписывают лекарства не очень активно - врачи привыкли к тому, что их обычно нет в продаже. А ведь у лекарств есть срок годности!
Я ответственно заявляю: вся конструкция (то, что касается обеспечения льготными лекарствами, санаторно-курортными путевками, проездом на железнодорожном транспорте, выплаты компенсаций федеральным льготникам) заработала. Одна проблема - городской транспорт. Но я уверен, что эту пробку нам удастся вытянуть.
Вопрос принципа
- ПРИЗНАЙТЕСЬ, вы были готовы к такому накалу страстей? К тому, что люди выйдут на улицу?
- Конечно, мы знали результаты опросов. Но вы поймите, монетизация - это реальная попытка превратить страну в нормальную. Вот мы сейчас выплачиваем людям компенсации, некоторым категориям - по полторы тысячи рублей. А они все равно не покупают билеты. Почему? Не хотят. Это не вопрос отсутствия денег, это принципиальная позиция.
А корни этих принципов в следующем. В 1917 году в России было ликвидировано христианство. На его место поставлена пролетарская идеология. Люди, которые получили льготы, считают себя идеологическими праведниками. И теперь пришли молодые и пытаются эту праведность у них отнять. Конечно, я их понимаю. Разве способен человек, который 70 лет жил при этой идеологии, в один момент от нее отказаться?
- Вы не боитесь повторить судьбу Чубайса? Я даже не знаю, кто сейчас у страны враг N 1: он или вы?
- Я и Кудрин. Хотя для меня урон имиджу не так важен - я ведь не политик. Поеду потом куда-нибудь, отдохну. Забудут постепенно. Кириенко ведь забыли. А монетизация - это же все-таки не дефолт...
В общем... Надо понимать: у нас чудовищно запущенная страна. Чудовищно! Да, это тяжелая реформа, но надо же с чего-то начинать! Я не вижу трагедии в том, что происходит. Мы запустили сложнейшую систему, некоторые шероховатости неизбежны. Через пару месяцев все успокоится. Главное сейчас - не пугаться того, что люди вышли на улицу, и не загонять проблему обратно в угол.
Что уже сделано в 2005 году
За что голодает "Родина"?
Пять депутатов фракции "Родина" объявили голодовку в знак протеста против замены льгот деньгами. Почему это было сделано лишь после того, как пенсионеры вышли на улицы, а правительство начало принимать хоть какие-то решения в пользу народа? Уж извините, но все это больше похоже на дешевую рекламу.
ОТВЕЧАЕТ лидер фракции "Родина" Дмитрий РОГОЗИН:
- ДЕШЕВОЙ и тупой саморекламой занимается правительство: вместо того чтобы вести нормальный диалог с народом, оно полгода крутило по телевидению радужные ролики о том, как пенсионеры приветствуют новый закон. Тем временем наша партия в течение всего обсуждения монетизации выступала против, в знак протеста покидала зал заседаний, участвовала в пикетах. Впрочем, у нас оставалась надежда, что после 1 января правительство одумается, приостановит действие закона. Но мы ошиблись: ничего приостанавливать никто не собирается, напротив, думают, что прибавкой к пенсии в 100-200 рублей можно погасить пожар. А ведь это только начало: люди пока не разобрались, что в ближайшее время их еще ограбят, повысив коммунальные платежи, а потом грядет платное здравоохранение, образование...
Голодовка вызвана тем, что "Единая Россия" отказалась выносить на заседание Думы подготовленный нашей фракцией проект решения, где мы требовали отставки правительства и приостановки закона о монетизации. Но нас, парламентариев, лишили права голоса! Мы просто исчерпали методы нормального воздействия на власть.
Акции протеста
РОССИЮ не переделать. Неделю страну лихорадили льготные бунты, но никто палец о палец не ударил, чтобы успокоить стариков. Стоило в начале прошлой недели президенту В. Путину пожурить чиновников за проколы с монетизацией, губернаторы тут же "изыскали" и время, и силы, и главное - деньги.
ВЛАСТИ Ненецкого автономного округа компенсации некоторым людям увеличили вдвое. Участникам войны, труженикам тыла прибавили по 2 тыс. руб. Пенсионерам - 1600 руб. в месяц. Решено увеличить компенсации и в Томске. Правда, не так значительно: на 200 рублей. Плюс обещают деньги на проездной.
В Приамурье вернули бесплатный проезд. В Воронежской области тоже (правда, пока только на два месяца). Так же и в Кургане. Школьники смогут приобретать проездные за четверть цены, студенты - за половину.
Все льготы (не только бесплатный проезд, но и скидки на оплату ЖКХ и даже телефона) вернули и на Сахалине. Однако в ближайшее время обещают ввести льготные проездные. Почем - пока уточняется. Власти Коми не стали отменять льготы на лекарства для тружеников тыла и репрессированных. Однако народ все равно недоволен. Репрессированные требуют, чтобы их внесли в федеральные списки, потому что пострадали они от действий руководства страны, а не республики. А труженики тыла считают несправедливым, что участники войны получают компенсацию больше - ведь по статусу они равны друг другу.
Оренбургские власти сохранили льготы по коммунальным платежам, зубопротезированию и лекарствам. Обещают, что с 1 февраля региональные льготники получат дополнительные деньги на проезд. Их можно будет потратить на льготный проездной или оставить себе.
В Омской области компенсации на проезд (до 300 руб.) льготники получили еще в декабре прошлого года. Но, чтобы успокоить народ, власти разрешили ездить бесплатно минимум до конца января 2005 года. Похожая ситуация в Хабаровском крае. Региональные ветераны там уже получили компенсацию в 185 руб. Более того, краевые власти добавили из собственных средств федеральным льготникам по 80 руб. Тем не менее ради всеобщего блага старикам разрешили ездить бесплатно до 1 августа.
В Татарстане льготный проездной будет стоить целых 200 руб. Купить билет смогут и пенсионеры, и региональные льготники, и федеральные. В Иркутской области и Карелии все то же самое, но по 150 руб. В Новосибирске - по 90 руб. В Ивановской области - по 75 (пока льготники путешествуют за полцены). В Тверской - предположительно по 64 руб. В Курской области - по 100 руб. И все льготники получат компенсацию в 100 руб.
Ветераны труда, труженики тыла и реабилитированные Пензенской области с 1 февраля тоже смогут выбирать: получить льготу на проезд натурой или деньгами. Возьмут натурой - компенсация уменьшится на 50 руб. в месяц.
В Калужской области льготный проездной пока стоит 150 руб., но власти обещают понизить цену до 100 руб. Пенсионеры, дети до 14 лет и члены многодетных семей ездят бесплатно. Депутаты предлагают повысить и компенсацию региональным льготникам до 600 руб.
Власти Ленинградской области тоже обещают ветеранам прибавку - 50-70 руб. Льготный билет там недешевый - пока обсуждается 200 руб. Помимо "законных" льготников проездные смогут купить пенсионеры, у которых доход ниже прожиточного минимума. Они же будут иметь возможность не платить за проезд в электричках.
Свердловская область тоже решила вопрос с проездом в электричках. Реабилитированные получили право круглый год ездить бесплатно. Труженики тыла - приобретать билет за полцены. Ветераны труда - тоже за полцены, но только в недачный сезон: с 1 октября по 15 мая. Такие же правила и в Тюменской области, и в Подмосковье. Куда, по мнению чиновников, ветераны поедут среди зимы?
В воскресенье по России прокатилась новая волна митингов против отмены льгот: в Мурманске, Казани, Набережных Челнах, Ростове-на-Дону, Черкесске и Краснодаре. А 16 регионов пока не определились, что им делать с заменой льгот деньгами.
"Все бы уже были в гробу!"
НА ПРОШЛОЙ неделе по поводу "льготных" акций протеста высказывались губернаторы, члены правительства, депутаты Госдумы. А вот какими мыслями поделился думский вице-спикер и лидер ЛДПР Владимир Жириновский в программе НТВ "К барьеру!":
Вот что по этому поводу уже на следующий день гневно заявлял коммунист Виктор Илюхин:
- Становится уже неудобно и стыдно за Думу, когда зампред Госдумы с экрана расточает угрозы: расстрелять, закопаю, повесим... То, что он сегодня говорит, - это откровенный фашизм, цинизм и садизм. И если он у нас заместитель председателя Государственной думы, по нему судят обо всех нас.
У чиновников - без перемен
ОТОБРАВ социальные льготы у пенсионеров и ветеранов, наши власти так заморочили всем голову, что мы чуть не забыли спросить: остались ли льготы у министров, депутатов и местных чиновников?
ГЛАВНАЯ социальная гарантия - зарплата. С весны прошлого года федеральные министры стали получать без малого по 100 тыс. рублей. По "высшей справедливости" к ним "подтягиваются" и депутаты с сенаторами.
Частично льготы сократили. Скажем, дополнительное медицинское обслуживание в министерствах полагается только верхушке не ниже руководителей департамента. Права на бесплатный проезд, на льготные лекарства у чиновников нет. Да, существуют ведомственные санатории, однако сейчас правительство дало поручения министерствам снять их с баланса и передать регионам.
По статусу депутаты Госдумы и члены Совета Федерации приравнены к министрам. Главы палат - к премьеру. Не имеющие жилой площади в Москве получают квартиры, правда, без права приватизации. Незыблемым осталось медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Съездить на три недели, например, в кисловодский санаторий "Красные камни" в прошлом году депутатам предлагали за 6 тыс. рублей. Это при том, что для "простых людей" путевка стоила 31 тыс.
С бесплатным проездом тоже никаких проблем: от самолета до междугородного автобуса. А вот от бесплатного городского транспорта парламентарии в прошлом году великодушно отказались. Впрочем, кто видел Грызлова или Жириновского в автобусе?
На фоне общероссийских начальников местные ведут себя скромнее. После льготных баталий Мурманская областная дума предложила отменить бесплатный проезд для своих депутатов в связи с тем, что "законодатели не относятся к малообеспеченной категории". А вот столичные городские депутаты настаивают на том, чтобы сохранить для московских чиновников льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и право бесплатного проезда в городском транспорте. Справедливости ради надо отметить, что народные избранники предлагают лишить льгот руководителей, членов правительства Москвы и, страшно сказать, самих себя.
Михаил Леонтьев: "Осадок остался..."
Скажите, кто виноват в том, что замена льгот деньгами так болезненно проходит? Кто-то должен за это ответить!
- Я СОВЕРШЕННО с вами согласен: кто-то должен ответить, и даже не ради справедливости, а ради безопасности государства. Никаких предпосылок для кризиса не существовало, его создали на пустом месте. Я бы обозвал это провокацией.
Помните анекдот: "Ложки нашлись, а осадок остался". Я вас уверяю, в итоге ложки найдутся, люди успокоятся, у государства есть средства откупиться от недовольных. Но осадок останется. И останутся вопросы: зачем, как и кто это сделал? Главное - зачем? Мы с вами виновных знаем. Министр финансов Алексей Кудрин был инициатором монетизации. (У него, правда, есть алиби - он не отвечает за исполнение.) Реализовывал идею министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Он мог проводить монетизацию в течение года или двух. Разъяснять, просчитывать. Зачем он спешил? Кто его гнал? Министр экономического развития и торговли Герман Греф отвечал за "идеологию", и это его "идеология" во всей красе. Ответственность этих людей разная, и отвечать они должны в разной мере. Но должны обязательно. Именно этим обязана сегодня заняться власть, вместо того чтобы искать организаторов протеста среди пенсионеров.
А. Д м и т р и е в, Москва
Читатель
Смотрите также: