"НИЧТО не обходится государству так дорого, как дешевая полиция", - любит говаривать министр внутренних дел Владимир РУШАЙЛО. Наша милиция обходится государству в сущие копейки. Скажем, человек, прослуживший в органах лет 15 и имеющий звание майора, со всеми пайковыми и прочими надбавками получает на руки не более 2 тыс. руб. И то нерегулярно.
БОЛЕЕ того, государство ухитряется экономить на ранениях и даже смертях работников МВД. В прошлом году, спасая нас с вами, погибло 1199 сотрудников милиции, но только 438 считали как погибших при исполнении служебных обязанностей, из 8288 травмированных только 3617 - при исполнении. Вы спросите: зачем нужна подобная "двойная бухгалтерия"? Ответ: отказываясь признать факт гибели или ранения сотрудника "при исполнении", государство уходит от выплаты денежных компенсаций.
Грошовые зарплаты заставляют многих милиционеров в свободное от службы время подрабатывать охранниками в банках, магазинах и ночных клубах. Это - "честные менты". Но таких становится все меньше.
Адский союз
УВЫ, все больше "дешевых" для государства милиционеров становятся "дорогими" для граждан. Курс на сращивание с правоохранительными органами российский преступный мир принял уже давно. На состоявшейся недавно в Брянской области встрече лидеров преступных группировок и представителей подконтрольных им коммерческих структур обсуждался вопрос о внедрении "своих людей" в местные таможенные, пограничные подразделения и отделы внутренних дел. В итоге этой встречи в "верхах" бандиты и коммерсанты образовали специальный фонд в полмиллиона долларов для подкупа должностных лиц.
Известно немало случаев, когда подкупленные сотрудники органов оказывают бандитам несовместимую с законом помощь. Сейчас идет расследование уголовного дела в отношении сотрудника отдела уголовного розыска УВД ВАО города Москвы. За материальное вознаграждение он выполнял криминальные заказы на прослушивание телефонных переговоров. Номера абонентов, интересовавшие его уголовных клиентов, оперработник включал в постановления на проведение оперативно-технических мероприятий, вынесенные другими сотрудниками по другим делам.
"Что охраняешь, то и имеешь",
- СКАЗАЛ как-то Михаил Жванецкий, и расследование уголовных дел о расхищении милицией изъятых у преступников денег, имущества, оружия и даже наркотических средств подтверждает этот грустный вывод великого сатирика.
Например, в Магаданской области, выражаясь милицейским языком, "была пресечена деятельность преступной группы из числа сотрудников межрегионального отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД области". Возглавил "деятельность", как положено... сам начальник отдела.
Поначалу контрольные органы обратили внимание на то, что сотрудники ОБЭП стали вдруг резко богатеть: строить себе дома, покупать иномарки. Выяснилось, что члены преступной группировки без всякого оформления изъяли две тонны красной икры как незаконно добытую, а затем по своим каналам отправили в Москву и реализовали через коммерческие структуры. Деньги - более 300 млн. руб. - присвоили.
Но история с икрой - детские шалости по сравнению с участием сотрудников органов внутренних дел в операциях преступных наркогрупп. Вот яркий пример. В 1998 г.
правоохранительные органы Белгородской области обнаружили трогательную любовь местного ОБНОНа во главе с его начальником к некоему цыганскому клану, как раз занимавшемуся сбытом наркопродукции. По общему признанию тех, кто расследовал это дело, милиционеры работали просто виртуозно. Они ловили покупателей наркотического зелья, отнимали его и... возвращали обратно цыганам с тем, чтобы те могли перепродать его "эх, раз, еще раз..." В результате при содействии начальника отдела и его сотрудников цыганская преступная группа приобрела и продала около 200 (!) кг наркотиков... Говорят, уволили весь отдел.
Страшная статистика
КОЛИЧЕСТВО сотрудников МВД, привлеченных к ответственности за нарушения законности и совершение преступлений, в 1998 г. составило без малого 14 тыс. чел. и возросло по сравнению с 1997 г. более чем на 22%.
Большинство нарушений законности допущено сотрудниками уголовного розыска, участковыми инспекторами, следователями и дознавателями. О том, как трудно бывает порой зарегистрировать квартирную кражу в Москве, говорил недавно министр внутренних дел Владимир Рушайло. И беспристрастная статистика подтверждает его слова. Так, за 1998 г. выявлено свыше 1,6 тыс. случаев укрытия преступлений от учета и регистрации, 570 случаев фальсификации материалов предварительной проверки, дознания и следствия, более 5 тыс. нарушений норм уголовно-процессуального законодательства.
Из указанных 14 тыс. около 3,9 тыс. сотрудников органов внутренних дел были привлечены к уголовной ответственности. Среди преступлений, совершенных ими: 77 убийств или покушений на убийство, 190 умышленных телесных повреждений, 61 изнасилование или покушение на изнасилование, 395 краж, грабежей и разбоев, 256 хулиганств, 82 вымогательства, 88 преступлений, связанных с наркотиками.
И все же не прав будет тот, кто видит ситуацию, сложившуюся в органах МВД, исключительно в черном цвете. Раз ведется такая статистика, значит, правоохранительные органы ловят преступников, в том числе и в милицейской форме. Специально для этого созданы Управление собственной безопасности МВД и Инспекция по личному составу с соответствующими подразделениями на местах. Известны и меры, которые нужно принять, чтобы пресечь преступность в органах МВД. О них вовсю трубили и трубят на всех открытых и закрытых совещаниях работники правоохранительных органов.
1. Принять закон о коррупции. В российском законодательстве до сих пор даже понятия такого не существует. А раз нет понятия, не с чем и бороться.
2. Стабилизировать кадры и избавиться от текучести. Впервые за последние годы число уволенных из органов в 1998 г. превысило число принятых на службу. Значит, наш покой все чаще охраняют люди без опыта. Чтобы остановить текучку кадров, надо привести зарплату работников МВД в соответствие с трудозатратами.
3. Обязать cотрудников МВД (как, впрочем, и ФСБ) подавать налоговые декларации. Тогда у налоговых органов появятся вопросы, как при зарплате, скажем, в 3 тыс. рублей сотрудник МВД смог купить себе джип, построить роскошную дачу и квартиру.
4. Все лица, работающие в органах внутренних дел, должны регулярно проходить тщательную спецпроверку.
5. Усилить прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел. Ужесточить внешний контроль над МВД со стороны Главного контрольного управления президента РФ, Счетной палаты, ФСБ, других правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Всего-то ничего!
Вот список наиболее характерных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, на основе анализа контрольных органов МВД.
Рэкет, т. е. получение доли прибыли с коммерческих структур.
Организация провокаций с целью вымогательства крупных сумм от предпринимателей.
Взятки - под видом "спонсорской помощи".
Участие в контрабандной деятельности совместно с лицами из криминальной среды.
Незаконная регистрация угнанных и нерастаможенных автомашин.