Примерное время чтения: 7 минут
197

Криминал создал свою партию

В ЭПОХУ поздней перестройки многие тогдашние властители умов говорили и писали о том, что коммунистическая партия постепенно переродилась в мафиозную структуру. А доморощенные политологи ввели в обращение популярный термин "коммунистическая мафия". Как говорится, не прошло и десяти лет, как ситуация изменилась на 180 градусов. И на исходе эпохи демократии наметился процесс превращения бандформирований в партийные структуры.

Оргпреступность как класс

НАЧАЛО ему было положено в славном городе Екатеринбурге во времена большого хапка, вежливо именуемого процессом массовой приватизации. Тогда в уральской столице образовались сразу три крупные бандитские группировки. Понятно, когда город один, а банды три, между ними неизбежно возникают конфликты. Тем более что эти команды сильно отличались идеологически и структурно: уралмашевская организованная преступная группировка (ОПГ), образно говоря, строилась по большевистскому принципу - четкое распределение обязанностей, соблюдение правил конспирации, жесткая дисциплина. В команде имелись свои руководящие органы типа политбюро, свои идеологи, внушавшие подчиненным, что уралмашевцы не простые бандиты, а человекообразные и даже в чем-то цивилизованные (собственно, уголовников в банде было немного: в основном она состояла из бывших спортсменов). Был внушительный отряд простых членов, занимавшихся рутинным делом типа взимания дани с подопечных коммерсантов. А были и настоящие боевые отряды, в частности "легендарный" спецназ ликвидаторов.

В распоряжении редакции имеется ряд любопытных документов. Есть зашифрованный список уралмашевского ЦК, есть тщательно подготовленный отчет финотдела о расходах за год и многое другое, подтверждающее серьезность намерений этой структуры. А они заключались ни много ни мало в захвате сначала экономической, а потом и политической власти в регионе.

Две другие команды - "синие" (бывшие уголовники) и "центровые" (центральные районы Екатеринбурга) - имели менее стройную структуру и весьма размытую идеологию. Но поскольку они также занимались бандитскими налетами, взрывами и убийствами, то по аналогии их можно отнести к право- и левоэсеровским соответственно.

Конфликт между этими пока еще подпольными криминальными образованиями начался с убийства лидера уралмашевских Григория Цыганова. Те в ответ уложили лидера "центровых" Вагина, и конфликт перерос в настоящую войну с применением всех видов оружия, включая противотанковые гранатометы. Всю первую половину 90-х годов город сотрясали выстрелы и взрывы, эхо которых разносилось куда дальше Урала. В результате очень скоро выяснилось лидерство уралмашевских "большевиков". Вопреки всем законам физики они сумели разгромить и "правых", и "левых" эсеров почти одновременно. Злые языки, правда, утверждают, что изменить законы физики в пользу уралмашевцев очень сильно помог тогдашний начальник УВД Валерий Краев.

Впрочем, была там властная крыша или нет - теперь доказать сложно, а что уралмашевцы и сами не лыком шиты - это факт. В распоряжении редакции имеется задание руководства ОПГ своим снабженцам по "матобеспечению" деятельности банды. "Толкачи" должны были где-то немедленно достать гранатометы "Муха" - 4 штуки, мины - 4 штуки, гранатометы "РПГ-7" - 7 штук, а также 4 гранаты, 8 автоматов, 14 пистолетов, не считая всякой мелочи типа ружей, патронов и запалов. Это фактически вооружение армейского взвода.

Правда, подмяв аналогичные партийные команды, уралмашевцы столкнулись с последним заслоном государственных структур в лице местного РУБОПа. Бандитов стали ловить и сажать, но при участии высоких областных милицейских чинов, а также работников прокуратуры и судов они непостижимым образом вновь оказывались на свободе. В частности, только против одного из вождей уралмашевской группировки Константина Цыганова было возбуждено в разное время аж четыре уголовных дела. Но... все они в 1996 г. были прекращены заместителем начальника отдела по расследованию деятельности преступных сообществ следственного управления ГУВД Свердловской области майором Рязановым.

Нападение на власть

АПОФЕОЗОМ борьбы бандитов и РУБОПа стал обстрел его здания из того же гранатомета "Муха". Оперативникам пришлось перейти к полулегальным методам работы.

Больше всего удивительно то, что Москва как будто не замечала уральского беспредела. Может быть, потому, что губернатор области умел хорошо встречать высоких гостей, удивлять "уральским полигоном реформ", а также в нужный момент перейти от фрондирования к выражению поддержки президенту России.

Так или иначе, но к рубежу 1996 - 1997 гг. уралмашевская ОПГ превратилась в силу, с которой здесь уже не могли не считаться. Под ее контролем оказались сотни крупных и мелких предприятий по всей области. Предпочтение лидеры группы отдавали металлургическим комплексам и гидролизным заводам. По словам бывшего начальника РУБОПа Василия Руденко, в прошлом году оборот банды превзошел бюджет всего полуторамиллионного Екатеринбурга. Достаточно посмотреть тщательно подготовленную смету расходов банды, допустим, за 1997 г. Там, кроме обычных иномарок, средств связи и аренды офисов с покупкой мебели, попадаются и такие экзотические статьи, как "флаги плюс пейджеры" (17 046 долл.), "пеленгатор" (4 736 долл.), "призы за рекламу" (23 164 долл.) и даже "распи...дяйство А. Абакумова" (6 915 долл.).

А где деньги, там и власть. Так, на одном из мероприятий будущий "партийный" вождь Александр Хабаров заявил, что нет никакой уралмашевской ОПГ, а есть крепко сплоченная финансово-экономическая группа. После долгих споров на тему "стаи волков" и "группы товарищей" был выведен уральский гибрид "стаи товарищей". Название банды в связи с повышением статуса изменили: теперь ОПГ "Уралмаш" стали называть ОПС (организованное преступное сообщество) "Уралмаш". И поскольку экономическая власть в целом уже была завоевана, решили перейти к захвату политической власти. Для чего и зарегистрировали вполне официально общественно-политическое движение с таким же названием "ОПС "Уралмаш". Правда, в документах они расшифровали ОПС как "общественно-политический союз". А так все честь по чести: список учредителей из 23 человек, более чем наполовину совпадающий с составом ЦК Уралмашевской группировки.

Долги отдают воровскими деньгами?

ВПРОЧЕМ, все хорошее когда-нибудь кончается, даже для бандитов. По весне начальника областного УВД Валерия Краева наконец сняли с должности. На смену подмятой уралмашевцами областной милиции прибыла оперативно-следственная группа МВД России. Она еще только начала работу, но уже некоторым партийным лидерам "ОПС "Уралмаш" пришлось перейти на нелегальное положение и даже эмигрировать. Судя по всему, продолжение следует...

Надо было видеть буквально посветлевшие лица екатеринбуржцев, вспомнивших, что кроме бандитской существует еще и другая власть. Особенно удивлялась молодежь, которая этой другой власти просто не знала. Кстати, любопытной в связи с вышеописанным остается позиция, занятая губернатором области Эдуардом Росселем. Например, на недавней пресс-конференции он так описал свои взаимоотношения с криминальным миром: "Этот товарищ, он, так сказать, уралмашевский лидер, он возглавляет там, он там вор, бандит и так далее. Ну я приглашаю его к себе, говорю: ну садись, вор, расскажи, как ты живешь, туда-сюда, значит. И даю поручение им, и они выполняют это поручение: тратить деньги на капитальное строительство в Свердловской области".

Местный тележурналист Эдуард Худяков, известный своей смелостью и ехидством, тут же поинтересовался, не является ли таким вложением в капстроительство недавняя выдача бастующим метростроевцам одного миллиона воровских денег в счет долгов по зарплате.

- Что вы говорите, вам же здесь жить! - возмутился губернатор.

Через несколько дней Худякова нашли исполосованным ножами в подъезде собственного дома. Нужны ли комментарии?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно