Примерное время чтения: 6 минут
139

Вице-губернатор и 9 воров в законе идут париться на нарах

С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) Анатолием ПЕТУХОВЫМ корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ встретился на конференции "Мир без коррупции".

- Сейчас все больше говорят о попытках криминала проникнуть во властные структуры.

- Можно говорить уже не о попытках, а о настоящем штурме власти со стороны преступного мира. В 1998 - 1999 гг. наши подразделения пресекли деятельность свыше 100 лиц, которые пытались пройти во власть - и исполнительную, и законодательную - и были связаны с организованной преступностью. По оперативной информации ГУБОП, это, в частности, лица, через которых отмывались деньги. Поскольку закона о коррупции нет, правовых мер нет, мы давали информацию об их преступной деятельности в средства массовой информации и с их помощью пресекали попытки быть избранными в депутаты или мэры.

- А как реагируют на это сами кандидаты в депутаты от преступного мира?

- В некоторых случаях они предъявляют иски о том, что не имеют связей с преступными группировками. В других случаях кандидаты утверждали, что сейчас нет ни воров в законе, ни авторитетов. Вроде бы сейчас это люди совсем другого уровня. У них большие деньги, они, мол, уже изменили свой менталитет и работают на страну. Но поступающая к нам оперативная информация говорит об обратном: они по-прежнему продолжают совершать тяжкие экономические преступления.

Коррупция в регионах...

- Сегодня в нашей стране коррупция связана прежде всего с хищением бюджетных средств. Чтобы предотвратить хищение, нам пришлось создать систему отслеживания бюджетных средств при прохождении их от Минфина и Центробанка до регионов. Во всех субъектах Федерации были выявлены нарушения расходования бюджетных средств. К уголовной ответственности привлечены 36 руководителей федерального и регионального уровня.

Так, сотрудниками Уральского РУБОП пресечена деятельность преступной группы, в состав которой входили вице-губернатор Пермской области Л. Валько, а также руководители нескольких коммерческих фирм. Продукты питания, поставляемые в Пермскую область за счет федерального бюджета, в счет возмещения затрат на сельхозстроительство, по указанию Валько вместо бесплатного распределения конкретным сельхозпредприятиям направлялись в Пермскую продкооперацию для реализации через коммерческие структуры, контролируемые лидером преступного сообщества Плотниковым (Плотник). Общий ущерб от деятельности преступной организации составил около 3 млрд. руб.

...и в Центре

- С регионами вам, вероятно, "расправляться" легче, чем с московскими чиновниками?

- И тем не менее нам удается привлекать к ответственности и их. Скажем, 9 июля этого года сотрудниками нашего главка совместно с УФСБ и прокуратурой Алтайского края задержан бывший начальник Главного управления строительства и материального снабжения Центробанка, генерал-майор запаса ВС России Сергей Капранов. Он обвиняется в присвоении и растрате денежных средств, получении и даче взяток. В ходе следствия были получены данные о связи Капранова с представителями солнцевского преступного сообщества Б. Малкиным и Б. Куржумовым. Используя покровительство Капранова, члены преступной группы присвоили более 10 млрд. руб., выданных ЦБ России на проведение реконструкции здания Главного вычислительного центра в Москве. Часть денежных средств из этой суммы была отмыта при строительстве супермаркета в Барнауле.

- Направить дело в суд и даже привлечь кого-то, вероятно, легче, чем вернуть государству украденные деньги.

- К сожалению, это так. До сих пор у нас не приняты законы об организованной преступности, о легализации доходов, полученных незаконным путем, о коррупции. Не отработан механизм возврата похищенных денежных средств из-за рубежа. Ведь не секрет, что их значительная часть путем сложных махинаций оседает на счетах подставных фирм в иностранных банках. И потом, мы, к сожалению, вынуждены привлекать чиновников к уголовной ответственности за так называемые должностные преступления, которые не предусматривают многого из того, что скрывается под понятиями "организованная преступность" и "коррупция".

Бандиты и чиновники

- Чем отличается должностное преступление от коррупции?

- Должностное преступление - это явление разовое. Наиболее частое и опасное - взяточничество. Вы даете взятку чиновнику, он для вас что-то делает. Коррупция же - это использование чиновника на постоянной основе, когда он находится фактически на зарплате у преступного сообщества.

Но коррупция в среде чиновников - это только часть проблемы. Вовлекают их в преступную деятельность лидеры уголовного мира, так называемые воры в законе. И привлечь их к ответственности тоже чрезвычайно сложно. Они не носят оружия, у них нет наркотиков. Это люди, которые только организуют преступную деятельность, что очень трудно доказать в рамках уголовных дел. В некоторых случаях их даже охраняют сотрудники милиции. Пару месяцев назад мы задержали так называемого вора в законе за совершение мошеннических финансовых операций. Так его охраняли с десяток работников милиции на двух джипах. Причем вполне официально. Когда мы начали разбираться, выяснилось, что существует договор на якобы охрану перевозимого золота и под этот договор милиционеры и охраняли авторитета преступной среды.

- Означают ли ваши слова, что в России окончательно наступил правовой беспредел?

- Конечно нет. Мы наработали практику документирования преступных действий разрабатываемых лиц и уже имеем положительные результаты в этой области. Мы впервые привлекли к уголовной ответственности за мошеннические финансовые операции 9 так называемых воров в законе.

Не так давно мы предотвратили заказное убийство руководителя банка, входящего в десятку крупнейших, который согласился помочь бандитам отмывать деньги, полученные криминальным путем. Суммы, которые надо было легализовать, были просто огромные, а ему обещали от них 10%. Мы наглядно, на имеющихся у нас документах, показали этому руководителю, что после проведения мошеннических операций его банк должен был полностью перейти под контроль курганской преступной группировки, а на него самого дан заказ о физическом устранении. Когда банкир понял, что ему угрожает, то дал показания, которые сыграли важную роль в раскрытии этого преступления.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно