Не успели автолюбители насладиться в полной мере летними поездками по сухому асфальту да в основном в светлое время суток, как, нате вам, на пороге зима. Приходится не только самому вынимать из шкафа теплые вещи, но и думать о том, как лучше подготовить машину к зиме.
Времена дефицитов, когда действительно приходилось закупать запчасти впрок с учетом не только надежности деталей, но и их наличия в магазине, похоже, миновали. Вот только нужно сделать правильный выбор и ориентироваться не на самое дешевое, а на самое качественное и лучшее. Ведь на холоде заниматься ремонтом не самое благодарное дело, и не дай Бог, если ремонтироваться придется еще на удаленной трассе и ночью.
Зимой на дороге остаются в основном профессионалы. Те, кто использует автомобиль только для поездок на фазенду, уже поставили "железных коней" в гаражи или "ракушки". А для профессионала главное - надежность и, замечу, экономическая эффективность от использования автомобиля. И относится это ко всем, у кого автомобиль так или иначе задействован в бизнесе. Ну как, например, посмотрят партнеры на прибежавшего к концу совещания запыхавшегося коллегу, а как отреагируют на опоздание заказчики или клиенты?
У каждого, кто остается на колесах на зимней дороге, свой резон, и каждый решает вопрос о целесообразности зимней езды самостоятельно. Мне же представляется необходимым поделиться некоторыми советами, чтобы зима не застала врасплох.
Начну с шин. "Зимняя обувь" является отличительным признаком серьезной подготовки автомобиля к холодному сезону. Шипованные покрышки или нет, кто чему отдает предпочтение, но обязательно зимние. В отличие от летних у них не только другой рисунок, но и другой химический состав резины, которая не "дубеет" на морозе. От себя добавлю: шипы бывают полезней на заледенелой загородной трассе. Те, кто ездит в основном по городу, безболезненно могут обойтись и без шипованной резины. Зимние шины, как правило, имеют маркировку латинскими буквами М+S, означающую "грязь+снег".
Аккумуляторная батарея, на чьи плечи ложится непростая задача пуска мотора, зимой становится "небожителем". В лютые морозы на нее молятся, приносят в дом. Аккумулятор должен быть заряжен, иметь необходимую плотность электролита. Но лучше перед зимой его проверить в аккумуляторной мастерской. Обратите внимание на возраст. Старый кислотный 4-5-летний аккумулятор может подвести.
Двигатель. Чтобы облегчить холодный пуск двигателя, смените масло на зимнее. Тем, кто ездит на синтетическом масле, этого можно не делать. Но для них напомню, что дорогая "синтетика" не увеличивает пробега до очередной замены масла. Поэтому строго придерживайтесь заводских рекомендаций. Обязательно смените воздушный и масляный фильтры. Не забудьте про топливный фильтр.
Свечи зажигания лучше поставить новые. Старые, если они не "накатали" положенных им по инструкции, в зависимости от типа системы зажигания - 15 или 30 тыс. километров, не выбрасывайте. Они вам еще послужат в следующем теплом сезоне. Говоря об электрооборудовании, обратите внимание на состояние ремня генератора. Он не должен иметь трещин, лохматиться, быть замасленным. Проверьте его натяжение. От работы генератора во многом будет зависеть подзарядка аккумуляторной батареи, да и функционирование всей системы электрооборудования в целом.
Вылейте воду из бачка омывателей стекол и фар и забудьте о ней до апреля. На смену ей должна прийти незамерзающая жидкость. Старайтесь избежать покупки незнакомых и непроверенных составов. Многие из них могут содержать вредный для здоровья метиловый спирт. Разбавлять стеклоомывающую жидкость следует по инструкции в зависимости от температурных условий. Как правило, разбавление до температурного предела - 25. С в средних широтах вполне достаточно.
Не поленитесь также заменить щетки стеклоочистителя на новые. Те, что сносно работали летом, не справятся с соляными, масляными и другими химическими составами, летящими из-под колес на зимней дороге. К тому же к прозрачности стекла в темное время суток, а дни зимою коротки, следует предъявлять повышенные требования. Средняя периодичность замены щеток, с учетом зимней эксплуатации, - полтора-два года.
Особо хотелось сказать о ходовой части и шаровых опорах. Им, пожалуй, больше других достается в зимнее время. Они в этот период практически постоянно находятся под воздействием агрессивной химической среды, главным образом из-за обработки дорог солью и другими составами. Достается им и от постоянно летящего песка, которым также обильно посыпают проезжую часть. Следует отметить и тот факт, что дороги в основном приходят в негодность зимой, когда попавшая в трещины вода, замерзнув, разрывает асфальт. А наполненные снежно-водяной кашей выбоины меньше от этого не становятся.
Да и сами морозы представляют собой серьезное испытание на выносливость ходовой части. Например, загустевшая жидкость в амортизаторах ведет к уменьшению их подвижности и эластичности подвески. И уже на шаровые опоры, как на основные несущие элементы передней подвески, напрямую растут нагрузки. Ко всем этим испытаниям шарниры должны быть готовы.
А скажите, положа руку на сердце, давно ли вы заглядывали под машину или проверяли шаровые на станции? Для справки: выход из строя шаровой опоры - одна из наиболее характерных поломок подвески на зимней трассе для отечественных легковых автомобилей. И зачастую не самых безобидных. Ведь при дефекте этого узла теряется контроль над управлением автомобиля.
Вот почему шаровым опорам стоит уделить особое внимание перед зимой.
Во-первых, проверьте люфт. Если он появился хотя бы в одном из узлов, советую заменить и остальные (на классических ВАЗах шаровых опор четыре: две верхние и две нижние, на переднеприводных ВАЗах и "Москвичах" - только две). Дело в том, что ресурс у опор примерно одинаков, и при равных условиях эксплуатации срок службы тоже, а значит вскоре потребуют замены и другие шаровые. Зато при одновременной замене вы выиграете в деньгах - вам не придется по нескольку раз платить за регулировку "развала/схождения", которую следует проводить каждый раз после замены хотя бы одной из опор.
Во-вторых, для замены используйте опоры только известного производителя, гарантирующего качество своей продукции. Наиболее надежные, технически совершенные и отлично подготовленные к жестким условиям эксплуатации шаровые выпускает производственное объединение "Трек" из Миасса. Его изделия покрыты специальным полимером, который держит гравийный удар, не ржавеет, используемая в них особая смазка функциональна до температуры - 60. С, пыльники изготовлены из материалов и по технологии фирмы "Дюпон". Кроме того, только "Трек" выпускает шаровые опоры "Чемпион", которые специально разработаны для эксплуатации по бездорожью и в экстремальных условиях.
Однако главное заключается в том, что трековская продукция изготовлена предприятием, сертифицированным по международным стандартам ISO 9001, гарантирующим стабильность качества узлов повышенной надежности, к коим и относятся шаровые опоры современных автомобилей. Вот почему, что касается ходовой части, я однозначно рекомендую ставить опоры "Трек".
Наконец, совет тем, кто не собирается ездить зимой. Зима - лучшее время для покупки запчастей, потому что выбор больше, а цены ниже.
Надеюсь, мои рекомендации будут полезны как профессионалам, так и не самым искушенным автолюбителям, а зимние дороги не покажутся столь трудными.