БОЛЬШАЯ нефть пахнет большими деньгами, а там, где делят большие деньги, начинается большая политика. Новейшая история России доказывает эту истину со всей очевидностью. Не случайно именно приватизация нефтяных компаний породила первых отечественных олигархов.
ОТДАВ "черное золото" в частные руки, власти тем не менее догадались оставить себе главное сокровище отрасли - трубу, по которой нефть перекачивается потребителям. Контрольный пакет акций компании "Транснефть", владеющей системой магистральных нефтепроводов, принадлежит государству. Однако это устраивает далеко не всех. И в тиши властных кабинетов и коммерческих офисов за обладание "Транснефтью" развернулась настоящая битва.
Труба национального значения
НО - обо всем по порядку. Что такое "Транснефть" и чем она привлекает охотников за большими деньгами, еще не так давно оставалось тайной за семью печатями. Завеса секретности стала понемногу спадать год назад с приходом в компанию нового руководства. Хотя и по сей день офис "Транснефти" на Большой Полянке охраняется строже, чем какой-нибудь военный объект. Впрочем, здешние секреты того стоят.
"Транснефть" - естественная монополия, в своем значении для экономики ничуть не уступающая таким гигантам, как "Газпром", РАО ЕЭС или МПС. Это крупнейшая в мире компания по транспорту нефти. Она перекачивает все "черное золото", которое добывают в России, - без малого 300 млн. тонн в год. Общая длина ее трубопроводов - 46 тыс. 800 км. Это больше, чем окружность земного шара. 395 нефтеперекачивающих станций играют роль множества сердец в этой "кровеносной системе" российской экономики.
70% энергосистем в стране потребляют нефтепродукты. ТЭЦ и котельные, химические заводы, самолеты и автомобили - все это встанет, если иссякнет нефтяной поток. Иссякнет и поток нефтедолларов, который худо-бедно еще подпитывает российский бюджет.
"Транснефть" - одна из тех редких структур, которые вовремя платят все положенные налоги. В прошлом году отчисления превысили миллиард рублей. Государство получает также дивиденды по своим акциям. Не остаются внакладе и бюджеты 53 регионов, по территории которых тянутся нефтепроводы. Все они без задержек получают за прокачку нефти причитающуюся долю. Наконец, компания исправно оплачивает труд своих рабочих. Даже в самые тяжелые кризисные дни здесь не знали задержек зарплаты. Кстати, не маленькой - рабочие основных специальностей получают порядка 3000 рублей.
Казалось бы, о чем горевать сотрудникам "Транснефти", имея в своем распоряжении такую замечательную трубу? Однако повод для тревоги есть. Наследство, доставшееся компании от советских времен, дряхлеет с каждым годом. Система в основном строилась в 50-60-е годы. Тогда как лежать трубе под землей полагается от силы 33 года. К 2000 г. уже 70% магистральных трубопроводов исчерпают срок своей службы. А значит, возрастет угроза утечек, аварий, экологических катастроф.
Нельзя сказать, что в компании не пытаются предотвратить эту угрозу. Львиная доля средств, которые зарабатывает "Транснефть", как раз и уходит на диагностику и ремонт системы. Например, своими силами здесь создали уникальную методику предупреждения "болезней" труб. Еще недавно это делалось вслепую, дедовским методом: трубу раскапывали метр за метром, смотрели - если ржавая, то вырезали участок и приваривали новый.
Теперь же внутрь трубы помещают особый снаряд, напичканный электроникой. Его подхватывает нефтяной поток, и снаряд сканирует своими "щупальцами" стенки трубы. Информация записывается на жесткий диск и потом расшифровывается на компьютере. Становится видно, где трещина, а где ржавчина, способные привести к разрыву трубы. На опасный участок посылают ремонтную бригаду. Результат - в прошлом году в системе случилось всего три аварии, при которых вытекло всего 40 тонн нефти. 40 - из 300 миллионов!
Нефтяные реки, валютные берега
ВПРОЧЕМ, работники "Транснефти" не только латают имеющиеся трубопроводы, но и в меру сил строят новые. Для чего? Для того чтобы открыть нашим нефтяникам более дешевые пути доставки нефти за рубеж. Сейчас основные экспортные маршруты проходят через Украину, Латвию, Литву. Милостиво разрешая прокачивать российскую нефть по своей территории, бывшие "братские республики" отнюдь не по-братски дерут с наших экспортеров в 5 раз больше по сравнению с тарифами "Транснефти". Эти тарифы, кстати, на сегодня остаются самыми низкими в мире (в 10 раз ниже, чем в США). Компания не прочь их повысить - и это было бы справедливо. Но правительство пока против. Занижая тарифы, оно пытается сделать нашу нефть конкурентоспособной за рубежом. Дешевле прогон - ниже себестоимость сырья, выше доходы экспортеров.
"Транснефть" разработала несколько направлений развития своей магистральной сети. Первый суперпроект - Балтийская трубопроводная система. Предполагается достроить к уже существующей сети ветку Кириши - Приморск, а в самом Приморске (Ленинградская обл.), на берегу Финского залива, соорудить мощный порт и нефтеналивной терминал. И тогда 30 млн. тонн российской нефти получат выход на Балтику, минуя латвийский порт Вентспилс. А это - 200 млн. долларов налогов в год.
Другой проект связан с постройкой обходной ветки взамен украинского участка нефтепровода, идущего из Самары в порт Новороссийска. На этом участке длиной 300 км украинцы берут с нас непомерную плату - по 2,35 доллара за тонну. Обойти "незалежную" позволит строительство перемычки между станицами Суходольной и Родионовской в Ростовской области. В итоге экспортеры сэкономят на прокачке, а ростовские предприятия получат выгодные заказы.
Третий проект - строительство трубопровода для каспийской нефти со знаменитого Тенгизского месторождения. Небольшая модернизация трубопровода Тихорецк - Самара даст возможность ежегодно прокачивать до 5 млн. тонн казахстанской нефти. Если же по нему хлынет поток "большой" каспийской нефти (30-50 млн. тонн в год), то Россия сможет рассчитывать на дополнительную выручку в 2-3 млрд. долл.
Реализация следующего проекта откроет нашей нефти новый выход к Средиземному морю. Вместо того чтобы гонять танкеры через проливы Босфор и Дарданеллы и платить туркам бешеные деньги, решено использовать трубопроводную систему "Дружба", снабжавшую в советские времена нефтью страны Восточной Европы. "Транснефть" подписала соглашение об интегрировании "Дружбы" и словацкой системы "Адрия", получив выход через Словакию и Хорватию к порту Омишаль на Адриатике. Результат тот же: дешевле доставка нефти - ниже себестоимость - больше прибыль - больше налогов в российский бюджет.
Наконец, едва ли не самый перспективный проект касается экспорта нашей нефти на бездонный азиатский рынок. В Китае, Японии и Юго-Восточной Азии нет своих месторождений, и нефть туда завозят танкерами из Персидского залива. Наши трубопроводы дотягиваются пока только до Иркутска. Между тем в Восточной Сибири открыты богатейшие запасы нефти. И если построить ветку от Иркутска в Китай и дальше к Тихому океану, то сибирская нефть окажется дешевле и привлекательнее персидской. Азиатский проект "Транснефти" принесет в бюджет миллиарды долларов, а сибирякам - десятки тысяч рабочих мест.
Олигархи начинают атаку
ПЛАНОВ у компании - громадье, да вот беда: все они могут остаться на бумаге. И произойдет это, если осуществятся другие планы. Планы тех, кто начал против "Транснефти" необъявленную войну.
Атака началась сразу с нескольких флангов. Первым делом всполошились сопредельные страны. Ведь стоит заработать Балтийской трубопроводной системе, как та же Латвия, к примеру, враз лишится четверти своего бюджета! С вводом обходной ростовской ветки огромные деньги потеряет и Украина. Надо ли говорить, что прибалтийские и украинские коммерсанты, "завязанные" на российскую нефть, не сидят сложа руки. Используя свои связи с чиновниками в Москве, они пускают в ход все аргументы, чтобы помешать руководству "Транснефти" реализовать свои проекты.
К внешним врагам добавились и внутренние. На компанию давно положили глаз некоторые влиятельные олигархи. Но до недавнего времени между нефтяными генералами по отношению к "Транснефти" действовало своеобразное "водяное перемирие". Равный доступ к трубе был залогом относительно честной конкуренции. Однако с приближением парламентских и президентских выборов соблазн прибрать к рукам контроль над экспортными магистралями стал непреодолимым. В прессе появились сообщения, что люди из окружения президента (чаще других называют владельцев "Сибнефти" Р. Абрамовича и Б. Березовского) добиваются тотального контроля за финансовыми потоками страны. Объектом охоты наряду с "Газпромом" и "Росвооружением" оказалась и "Транснефть". Лоббистам удалось сделать первый шаг - поднять в прессе шумиху по поводу кадровых перестановок в руководстве компании.
Собственно говоря, другого пути у олигархов нет. Приватизировать компанию за копейки, как бывало еще несколько лет назад, уже невозможно. Выкупить за настоящую, рыночную цену - никаких денег не хватит. Один километр трубы "Транснефти" оценивается западными экспертами в миллион долларов! А километров без малого 47 тысяч. Поэтому единственным способом "захвата" остается кадровый.
Ответный ход
В СВОИ 31 год нынешний глава "Транснефти" кажется удивительно молодым для руководства большой монополией. Но молодость, как известно, не порок. О таких, как он, говорят - "человек сделал себя сам". Или, выражаясь словами Егора Строева, сказанными по поводу Савельева в одном из интервью, - "прошел хорошую жизненную школу". Имеет два высших образования: юридическое (Нижегородский госуниверситет) и экономическое (Академия народного хозяйства при правительстве РФ). В нефтяном бизнесе не первый год.
Контракт с Савельевым заключен на 5 лет. Для того чтобы расторгнуть его уже через год, нужны веские основания. Их по большому счету нет. "Транснефть" много раз проверяли и налоговая инспекция, и Счетная палата. Никакого криминала не нашли. 25 мая совет директоров оценил работу компании на "отлично". За год удалось почти вдвое увеличить прибыль, на 12% снизить эксплуатационные издержки.
По мнению экспертов, смена руководства компании сегодня в лучшем случае приведет к тому, что начатые проекты будут заморожены. Целые регионы лишатся заказов на оборудование, наших нефтяников продолжат обдирать как липку украинцы и латыши, Россия в целом упустит шанс расширить свое геополитическое влияние - а именно такую перспективу открывает прямой выход нефтепроводов к Балтике, Средиземноморью и Тихому океану.
В худшем случае с приходом "на трубу" ставленника олигархов начнется бесконтрольное разворовывание денег. Операция по отмыванию "черного золота" в золото какой-нибудь отдельно взятой партии приведет к печальным последствиям как для госбюджета, так и для самой системы. Ведь "налево" пойдут средства, предназначенные для поддержания трубопроводов в нормальном состоянии, предотвращения аварий и экологических катастроф.
Однако "Транснефть" не собирается сдаваться на милость аферистов и временщиков. Сохранение монополии на нефтяную трубу в руках государства она намерена отстаивать в самых высоких инстанциях, вплоть до президента страны.