Примерное время чтения: 4 минуты
174

Киргизия: дутые заговоры и реальные трудности

В НАЧАЛЕ мая сотрудники министерства национальной безопасности совместно с МВД задержали группу из двенадцати человек, подозреваемых, как было заявлено, в подготовке террористических актов в общественных местах. На сегодня известно, что эти люди - выходцы с юга республики, двое из них - узбеки. Поговаривают, что арестованные связаны с агрессивным религиозным движением ваххабитов, что готовились захватить в Киргизстане власть и что в группе даже был специально обученный стрелок-киллер - для устранения главы государства.

Привычный ход вещей для Аскара Акаева был нарушен отставкой в начале мая теперь уже экс-мэра Бишкека и бывшего руководителя министерства национальной безопасности Феликса Кулова, сопровождавшейся открытым письмом главе государства: "Не нахожу возможным для себя продолжать далее работать под Вашим руководством, поскольку считаю, что при Вашем попустительстве допускаются действия, по сути своей не укладывающиеся ни в какие демократические, правовые рамки".

Письму предшествовал арест офицеров антитеррористического центра министерства национальной безопасности "Калкан" во главе с руководителем майором Джаныбеком Бакчиевым, бывшим подопечным Кулова. Офицеров обвинили в организации тайного прослушивания высших должностных лиц государства. Сам Кулов заявил, что случившееся направлено лично против него. Поэтому он считает невозможным заниматься своими обязанностями в условиях, когда его считают чуть ли не главным мафиозо страны и организатором смещения главы государства.

Все, похоже, оказалось очередным фарсом, и арестованных офицеров-чекистов понемногу выпускают из СИЗО. Однако, как считают независимые эксперты, открытый вызов главе государства со стороны его бывшего сподвижника и ставленника свидетельствует о том, что в предвыборную борьбу за президентское кресло и передел сфер влияния включились могущественные кланы республики, а тут уж, как говорится, не до шуток.

Юг против севера

ИЗДАВНА борьба за власть в Киргизстане связана с противостоянием промусульманских кланов юга республики и европеизированного севера. Первенство вот уже несколько десятилетий сохраняется за последним. Гибкий Аскар Акаев, дабы не нагнетать атмосферу, периодически привлекает на высокие государственные посты южан, но, похоже, "бархатное" развитие событий, заключающееся в смене послушных себе чиновников, для главы государства закончилось. Все, кто хотя бы раз общался с Аскаром Акаевым, признают, что это обаятельный и необычайно высокообразованный человек. В Акаеве продолжает жить физик-теоретик, ученый-мыслитель, и это безусловный плюс его личности. Однако даже сочувствующие дерзновенным мечтаниям киргизского лидера отмечают его оторванность от реальности, чем беспардонно пользуется чиновничье окружение, которое держит в заблуждении главу государства относительно того, что творится у него "под ногами", и проводит свою сугубо келейную клановую политику.

Экономика и жизнь

КРИЗИС реального сектора экономики и производства стал первопричиной всех бед. Девальвация сома составляет 1-1,5% ежедневно, а цена на хлеб подскочила на 100%. Это не может не ударить по всей внутренней политике Аскара Акаева. Когда президент заявляет, что межнациональный мир в республике является приоритетным направлением социальной политики государства и ее главным достижением, это правда. Однако правдой является и то, что за годы независимости из более чем миллиона русских в Киргизстане осталось порядка 650 тыс. (немцев, евреев - всего несколько десятков тысяч), остальные уехали.

И хотя Акаеву удалось обуздать эмиграцию, которая снизилась со 120 тыс. человек в 1993 г. до 4-5 тыс. в последние год-два, новый всплеск кризиса может возродить у оставшихся русских чемоданное настроение. Кроме экономических и социальных проблем их пугает равнодушие власти к гуманитарным нуждам. Несколько лет назад Акаев предложил придать русскому языку статус официального, однако вопрос этот затерялся в недрах парламента. Зато на днях депутатами законодательного собрания очень быстро был принят закон "О государственной службе", обязывающий чиновников знать киргизский язык. Сегодня на руководящих постах редко встретишь русскоязычного руководителя. Исключением является лишь нынешний первый вице-премьер Борис Силаев. Создается, однако, впечатление, что он - лицо скорее представительское, нежели обладающее реальными властными полномочиями. И если несколько месяцев назад мало кто сомневался в исходе президентских выборов в 2000 году, то сегодня вряд ли найдется человек, способный спрогнозировать ситуацию хотя бы на месяц вперед.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно