"Я РОСЛА весьма закомплексованной девочкой и всегда страдала от невнимания мужской половины", - призналась как-то в интервью Лариса Долина. В этой фразе, пожалуй, и кроется причина ее музыкальных метаний - от джаза и рока до оголтелой попсы.
Прежняя Долина
СВОЙ Богом данный голос Долина "оседлала" самостоятельно еще будучи школьницей. В 14 лет она уже пела в одесском ресторане, а после школы попала в профессиональный эстрадный оркестр "Мы одесситы". Практика ей дала больше, чем музыкальная школа по классу виолончели, частные уроки вокала у джазовой исполнительницы Татьяны Бойевой и два курса Гнесинки по классу вокала.
К тридцати годам она уже попробовала себя в джазе, работая в столичном оркестре "Современник" Анатолия Кролла с программой "Антология джазового вокала". И даже влегкую прикоснулась к классике, спев кантату Альфреда Шнитке "История доктора Фауста".
Широкий диапазон долинского вокала позволял идти на любые эксперименты. Поэтому она смело бросалась в совершенно далекие для нее области, такие, как рок-музыка. Здесь ее ждала, пожалуй, самая большая неудача. Поскольку этот жанр в первую очередь предполагает искренность и принадлежность к рок-сообществу, а не наличие сильных вокальных данных. Почуяв фальшь, публика не приняла псевдорок бывшей джаз-дивы. Только после этого Долина, наконец, начала осваивать простую и коммерчески выгодную поп-музыку.
"Мальчишка"
"1998 год стал для певицы переломным" - так, во всяком случае, утверждает буклет певицы. Она наконец-то узнала, "что значит любить и быть любимой". Два предыдущих брака Долина официально признавала ошибкой не только в интервью, но и в альбоме "Погода в доме".
В нем артистка выплеснула жажду новой любви с такой яростью и страстью, что у слушателей не оставалось сомнений в ее искренности: "Хочу быть любимой...", "Хочу влюбиться, да без обмана. Но нет героя и нет романа..." Там были слышны даже крики совсем отчаявшейся замужней женщины: "Ты меня не ревнуешь, мой милый. А без ревности нету любви. Накричи на меня, изнасилуй, просто дурой меня назови..." И как бы усмиряя рвущуюся наружу страсть, в заглавной песне Долина целомудренно спела про "погоду в доме, которая главней всего". "Все остальное" - блажь и "ерунда".
С этого "народного" хита, пожалуй, и началась новая Долина - простая и доступная широким массам. По-настоящему сев на кефирную диету, она сильно похудела, а затем и полностью сменила имидж. "В какой-то миг, - признавалась она журналистам, - я почувствовала, что становлюсь очень-очень популярной. Съемки, гастроли стали нарастать как снежный ком, а потом - как истинный подарок судьбы - появилась песня "Погода в доме".
Гастроли действительно стали нарастать как снежный ком и вскоре превратились в самый настоящий "чес". Сама певица с гордостью признавалась, что за прошлый, "неурожайный" для многих поп-артистов год дала около 200 концертов. Порой, прилетая в Москву, она не всегда попадала домой. Водитель ее "Линкольна" едва успевал перевезти поп-диву из одного аэропорта в другой. Популярность и слава накрыли ее с головой.
"Мне кажется, что это преступление против своей природы, - отозвался после этого о Долиной один заслуженный джазовый музыкант. - Она открыто заявила, что джаз петь не будет, разменяв свой талант на деньги и популярность. Стоит один раз спеть: "А в ресторане, а в ресторане...", сразу же теряешь уважение профессионалов".
Однако Долина настолько погрузилась в пучину амура и гастролей, что перестала адекватно реагировать на любые реплики профессионалов. Как будто развязывая узел девической "закомплексованности", она бросала со сцены в зал: "Я теперь многое могу себе позволить. Даже раздеться". И на глазах изумленной публики снимала сарафан, под которым оставались узенькие розовые шорты и топик на бретельках. А о своей новой любви стала говорить так часто, что даже журналистам надоели ее мармеладные love-story. Апофеозом которых и стал последний альбом - "Певица и музыкант".
В первой же песне альбома она как бы обращается к возлюбленному, бас-гитаристу своей группы Илье Спицину: "Ах, мальчишка шальной, что ты сделал со мной?.."
Несмотря на то, что "шальной мальчишка" младше ее на 13 лет, имеет законную супругу и маленького ребенка, с головой окунулась в бурю новых чувств, но уже не на сцене, а в реальности. С легкомысленностью 17-летней всучила в руки возлюбленного не только свою личную, но и сценическую судьбу. "Илюша играет на бас-гитаре настолько мастерски, - пела она дифирамбы новому бойфренду в присутствии прессы, - что равных ему из ныне играющих нет. Это он придумал мое новое музыкальное представление..."
Сегодня Илья Спицин не только гражданский супруг певицы, но и ее продюсер, музыкальный руководитель коллектива и режиссер программы в одном лице. Помимо прочего он выполняет функции ее личного менеджера с широким кругом полномочий. Например, имеет право давать ответы на вопросы журналистов, адресованные Долиной. Может одернуть корреспондентку, пытавшуюся сфотографировать певицу "мыльницей", фразой: "У вас что, профессионального фотоаппарата не нашлось?"
Зато как истинный бас-гитарист о себе говорит немного: "Я много лет проработал в ресторанах - от бандитских до хороших, в профессиональных коллективах. Самый замечательный из всех, которые были за мою творческую биографию, - "МФ-3", с ним мы делали шоу а-ля Майкл Джексон".
Новая Долина
СЛАВА БОГУ, новый продюсер Долиной не стал лепить из нее отечественную Джанет Джексон. А пошел по пути, проторенному исполнителями "ресторанного шансона" - Любовью Успенской, Михаилом Шуфутинским и другими. В репертуаре певицы явственнее зазвучали кабацкие аккорды Вадима Лоткина и приблатненная лирика Михаила Танича с типичными образами: "Одессы-мамы", "черно-белой" женской судьбы, которая "не мед", и т. д.
На прошедших недавно сольниках в ГЦКЗ "Россия" публика ожидала от "нью"-Долиной если не пугачевского драматизма, то хотя бы какого-то драйва. Ведь сама артистка заявила на пресс-конференции: "Холодной и жесткой Долиной, пожалуй, уже больше не будет. Это уже теплая женщина, любящая, любимая, и поет она о любви совершенно по-другому".
К сожалению, "теплой" Долина осталась на словах. На сцене это по-прежнему "железная леди" с металлическим вокалом, звучащим громко и выхолощенно, как в дорогом столичном кабаке. Даже взгляд певицы не менялся на протяжении всего концерта. И когда она пела колбасно-ресторанную попсу "Три розы белых - это любовь, три розы черных - это разлука...", и исполняя попурри из западных хитов (от "Дилайлы" до "Отеля Калифорния").
Она так и осталась всего лишь певицей, которой все равно, что петь: арию из оперы "Кармен", "Шизгару" или "Погоду в доме". Но поскольку за последнюю сегодня платят больше всего, ее певица и подает в своем концерте на десерт, как самый лакомый кусочек своего пахнущего рестораном репертуара.