В МИНУВШУЮ субботу состоялся съезд объединения "Отечество". Произошло событие, которое способно изменить всю политическую ситуацию в стране. Московская элита повернулась к регионам, и регионы, по крайней мере часть из них, ответили тем же. Первый результат - чувство, близкое к панике, охватило и федеральную власть, и оппозицию.
Анализ этого события - в следующем номере. А сегодня - некоторые подробности самого съезда.
ЛУЖКОВ провел съезд, соблюдая все традиции политического ритуала. Сначала вышел и сел на совершенно пустой сцене:
- Надо сформировать президиум. - И зачитал список. Зал проголосовал единогласно. - Членов президиума прошу занять места. - И стоявшие наготове члены президиума вышли из-за кулис. Среди них губернаторы - Лисицын, Яковлев, Муха, Катанандов. Генерал Громов, женщина России Лахова, ректор МГУ Садовничий, академик Велихов, Андрей Кокошин и бывший министр МВД Куликов.
Из доклада:
- Власть надо менять, но так, как написано в законе. В декабре поменяем власть законодательную, изберем в нее, наконец, нормальных людей.
Все отметили это "мы". Лужков подает себя именно так - объединяя себя с народом и одновременно обособляясь от власти. И еще смелее:
- Подведем итог: страна потеряла десять лет...
Ради того, чтобы взорвать такую политическую бомбу, действительно стоило уехать подальше от Москвы. Ни разу за полуторачасовой доклад не упомянув Ельцина и Черномырдина, Лужков практически перечеркнул их деятельность.
Что предлагает лидер новой партии? Вкратце:
- Нужны дешевые кредиты для предприятий реального сектора... пенсии не ниже прожиточного уровня... бесплатное образование... бесплатная медицина... - И вообще - богатые должны платить за бедных.
Вот так. Кремль получает в лице "Отечества" новую и гораздо более реальную, чем КПРФ, оппозицию. А Г. Зюганов в лице Ю. Лужкова - терминатора, который резко уменьшает шанс избрания в России президента-коммуниста. В отличие от Зюганова Лужков гораздо "избираемей" - все-таки доказал, что может не только говорить, как Зюганов, но и в силах эту справедливость обеспечить. Пример Москвы у всех перед глазами. Недаром чуть ли не каждый выступающий считал своим долгом вставить в свою речь уже ставшее крылатым: "Сделали в Москве - сделаем в России!"
Кстати, и для полуобворованного среднего класса Лужков в любом случае лучше Зюганова. Опасения по поводу коммунистического реванша заставят его поддержать некоммунистического претендента. Даже такого неоднозначного, как Лужков, который вызывает определенную настороженность. К прессе, например, относится с обидой, готов судиться за каждую не понравившуюся строчку. Критика, даже конструктивная, заставляет его нервничать, предпринимать ответные меры, и не всегда демократичные.
Но многим губернаторам и это импонирует - сами такие. Боятся они другого - того, что коммунисты могут лишить их нынешней самостоятельности и вновь вернется принцип "демократического централизма". Однако здесь тоже не все однозначно. На съезде Лужков в очередной раз заявил, что управлять 89 субъектами Федерации невозможно - максимум двенадцатью. Но это может стать проблемой лишь следующего десятилетия. А пока - важно сформировать новый состав Госдумы, где красный цвет не станет преобладающим. Отсюда задача номер один - не переругаться до декабря.