Примерное время чтения: 6 минут
82

Политический компромат может взорвать страну

ВОЛНЫ компромата на российских политиков, обрушивающиеся с телеэкранов или газетных полос, воспринимаются нашими соотечественниками по-разному: одни брезгливо и недоверчиво морщатся, другие с удовольствием смакуют детали недостойного поведения представителей общественной элиты. При этом лишь немногие из россиян догадываются о том, что фабрикация политического компромата уже давно поставлена чуть ли не на научную основу. По крайней мере, мы вправе говорить об определенных принципах, на которых строится "здание" современного компромата.

"ВЕРУЮ, ИБО НЕЛЕПО"

ЭТИ слова религиозного философа Тертуллиана отражают действенный прием компрометирования политических противников. ЛЮДИ СКЛОННЫ ВЕРИТЬ ЛИБО ОЧЕВИДНОМУ, ЛИБО НЕВЕРОЯТНОМУ. В остальных случаях они СОМНЕВАЮТСЯ. Но на ОЧЕВИДНОМ далеко не уедешь.

Обыватель, привыкший к тому, что символом российской политической жизни стало слово "воруют", уже спокойно воспринимает информацию о взяточничестве, казнокрадстве, злоупотреблении служебным положением (дела кооператива "АНТ", Баранникова и Дунаева, Козленка, Станкевича, Собчака, "Союза писателей", Коха, Руцкого, сотрудников Центрального банка и фирмы "ФИМАКО" и т. п.).

Теперь это не работает. Поэтому подбирается кое-что посвежее: "Кириенко - член секты сайентологов". Целое расследование по этому поводу в Думе учинили. Ничего не нашли, но "осадок-то остался"!

Если копнуть поглубже, то выяснится, что подобный прием был впервые опробован Сталиным на "московских процессах". Сломленные, предавшие и друзей, и самих себя бывшие оппозиционеры были представлены не просто политическими преступниками, но и носителями всех известных в мире пороков.

"Жертвы" современного компромата вроде бы могут публично все опровергнуть. Но это только кажется. Подвергшаяся первоначальному шоку психика обывателя становится нечувствительной к любым самооправданиям "жертв"!

"ОН, КАК ВЫ И Я, СОВСЕМ ТАКОЙ ЖЕ..."

ДРУГОЙ прием - "опускание образа". Для российского человека характерно такое отношение к политике и политикам: хоть и воруют, но все же они - "люди особого склада, скроены из особого материала" (Сталин).

И вдруг - на этом фоне: "Сталин оставлял на книгах жирные пятна, поэтому Демьян Бедный не любил давать ему книги и за это впал в опалу". И не важно, что впоследствии один дотошный исследователь просмотрел все книги, принадлежавшие Сталину, и не нашел там ни одного жирного пятна.

А еще раньше Хрущев утверждал: "Сталин руководил военными операциями по глобусу". Впоследствии кто только не опровергал эту нелепую легенду - и Жуков, и Штеменко, и Василевский. Но "версия Хрущева" тем не менее оставила сильное впечатление.

Из той же оперы - якобы кем-то перехваченные разговоры Степанкова и Якубовского, Березовского и Шабдурасулова, переполненные "ненормативной лексикой". В свое время для демократов подлинной находкой оказалось пристрастие Ленина к площадной брани. Казалось бы, что такого: русский народ ценит крепкое словцо. Все так, но исчезает "божественный" образ...

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

ЕСТЬ и такой прием: использование сведений, якобы известных крайне узкому кругу лиц, которые В ПРИНЦИПЕ уже невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Собчак о Жириновском: "Я располагаю достоверными фактами о том, как создалась партия Жириновского... "Грядет многопартийность, мы должны опередить события, - в таком духе высказался на заседании Политбюро М. Горбачев. - Мы должны сами создать первую альтернативную партию, но такую, чтобы она была управляемой".

КГБ, как всегда, справился с такой задачей - нашел в составе резерва человека в чине капитана, с фамилией, ныне широкоизвестной..."

Поди проверь - ведь, по действовавшему в КГБ правилу, все дела на секретных агентов должны быть немедленно ликвидированы в том случае, если они становились депутатами...

Из того же ряда - информация об "агенте КГБ Алексееве", то есть известном телеведущем Евгении Киселеве. Из того обстоятельства, что Киселев будто бы являлся агентом КГБ, НИКАК НЕ ВЫТЕКАЕТ, что он "стучал на коллег", как об этом говорилось.

Или вот полковник Стрелецкий о Лисовском: "Французские спецслужбы располагают материалами, что он незаконно вывез из России капитал и вместе с итальянской мафией вложил в дело".

И никому не приходит в голову спросить: "Неужели французские спецслужбы делятся с полковником Стрелецким оперативной информацией?"

"СВЕЖЕСТЬ, СВЕЖЕСТЬ И ЕЩЕ РАЗ СВЕЖЕСТЬ"

ЕЩЕ кое-что из российской политики. В ходе подготовки "утопления" министра юстиции Валентина Ковалева рассматривалось несколько вариантов.

Первый - министр якобы имеет 269 тыс. долл. на счету в "РАТО-банке". Банально. Второй - министр якобы "отмазал" за крупную взятку подозреваемого в серьезном преступлении. Труднодоказуемо. И вдруг - сауна! С девочками! И как сработало!

Но уже попытка повторить тот же прием с Немцовым не принесла никакого успеха. Немцов МОГ посещать злачные места. ПОХОЖ он на их завсегдатая - эдакий "плейбой"! А Ковалев НЕ ПОХОЖ: суровый, насупленный. К такому обвинению он был НЕ ГОТОВ. Но в том и прелесть! Мы ведь уже говорили, что люди готовы верить невероятному. Сходная ситуация сложилась и вокруг генпрокурора Скуратова.

"УДУШЕНИЕ В ДРУЖЕСКИХ ОБЪЯТИЯХ"

ЭТОТ новейший прием был с успехом опробован в отношении Черномырдина и менее успешно (пока!) в отношении Примакова. Заинтересованные в компрометации того или иного лица начинают усиленно курить ему фимиам, наделяя его качествами, которых он в действительности лишен (в случае с Черномырдиным - талант государственного деятеля, харизма, красноречие, чувство юмора и т. д.). Этим решаются две задачи - "жертва" начинает "возноситься на небеса" и вести себя неадекватно, а потенциальные оппоненты мобилизуются на борьбу. Иногда такая информация может предназначаться и вовсе для одного человека - президента Ельцина.

Кстати, известно, что, когда Сталин начинал слишком уж превозносить кого-либо из своего окружения (Михаила Кольцова, Кузнецова, Вознесенского), опытные люди из его окружения понимали - близок час расправы...

"ПАДАЮЩЕГО - ТОЛКНИ"

ЗДЕСЬ речь идет о бесконечном "тиражировании" в СМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОИЗНЕСЕННЫХ, но наиболее неудачных фраз того или иного политика. С наибольшим успехом этот прием был использован в отношении Лукашенко (который будто бы "обнаружил" положительные черты в правлении Адольфа Гитлера).

Для Анатолия Чубайса поистине "роковой" стала фраза о "несчастных ста тысячах долларов", для Полторанина - упоминание о "лагерном иврите".

КАК сказал два века назад Жорж Дантон, "революция разжигает все страсти". Уточним, что "война компроматов" разжигает в обществе НИЗМЕННЫЕ страсти.

Компромат подобен "вирусу" в компьютерных сетях. Объектом деструкции оказывается все общество. "Передозировка" компромата в политической жизни может оказаться губительной для России и привести к углублению политической конфронтации вплоть до вооруженного противостояния.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно