Примерное время чтения: 4 минуты
100

"Опустите Скуратова пониже!"

Жирик покрылся пятнами

ПАВИЛЬОН N 4 "Мосфильма". Огромное помещение заставлено использованными декорациями: старинный замок, останки "Титаника"...

В стороне от декораций - уголок костюмеров. Тех, кто одевает кукол. Из подсобки приносят с десяток картонных коробок. На них надписи - "Лужков", "Примаков", "Степашин"... Осторожно открываю "Лужкова" и... Боже мой, вижу голову Юрия Михайловича! Голова смотрит на меня немигающими глазами. Из горловины выходят две трубочки, которые заканчиваются металлическим приспособлением, похожим на шприц. "Это "глаза", - поясняют мне. - Кукловод держит машинку в руке. Вот эта ручка двигает зрачки, а нажмете шприц - глаза будут моргать".

Кукол собирают по частям. На отдельном столе стоят поролоновые болванки - полые "туловища". От пояса до горла. На каждом написано, кому оно принадлежит: "Черномор", "Жирик". Есть и универсальные болванки: "Ленин - Примаков", "Коржик - Брежнев - Степашин". В двух коробках сложены "руки" - своеобразные перчатки из латекса в виде кистей рук. Надеваю себе одну по размеру. Пальцы легко шевелятся, но смотреть на свою "распухшую", гипертрофированную руку - несколько диковато.

Каждую голову вставляют в нужное туловище (уже одетое), пропуская через него трубочки -"глаза". Костюмер Лидия Федоровна причесывает Ельцина. "Выпадают волосы, - вздыхает она. - У настоящего, кстати, тоже плохо стало с волосами". - "Вы что, специально следите?" - "А как же! Мы все видим. У кого какой галстук, какая прическа. Куликов поменял очки - и мы тоже. А вот этот джемпер, что на Борисе Николаевиче... Специально по магазинам ходили, искали, чтоб был такой же, как у него".

Другой костюмер, Светлана, специальным раствором протирает лицо Жириновскому. "Жирик у нас один из самых старых. Видите, уже трупными пятнами покрылся". Шутки шутками, но среди кукол действительно есть "ветераны", которых делали давным-давно во Франции - Геращенко, Гайдар. "А сегодня, кстати, будет премьера Аяцкова. Вы первый его увидите".

"Еще у нас есть кукла Берштам, - продолжают костюмеры. - Это бывший советник по России во французском правительстве, он свое уже отыграл. Мы ему оторвали бороду, и теперь он у нас изображает женщин и девушек". Из коробки достают лысую голову и натягивают на нее парик - сегодня Берштам будет секретаршей Юрия Скуратова...

Почешите Ельцину грудь!

"АРТИСТЫ готовы? - кричит режиссер Григорий Любомиров. - Кто на Скуратове?" Снимается программа о человеке, похожем на генпрокурора.

За столом, похожим на саркофаг, расположились три куклы: сам Ильич и его помощники. Мне разрешают спрятаться под столом: понаблюдать за работой кукловодов и заодно "порулить" глазами Скуратова. На генпрокуроре работают двое: Лиля "делает" руки (она просунула их в разрезанные рукава пиджака и прячется за куклой), а Николай - голову (он разместился внизу, а его рука - внутри прокурорской головы, там в губах есть углубления для пальцев). "Мотор! Фонограмма!" - командует режиссер. Камера объезжает вокруг стола. "Не поддаваясь на шантаж и провокации..." - звучит из динамика голос, похожий на голос Скуратова. Николай синхронно открывает кукле рот, Лиля активно жестикулирует. "Наверное, вы внимательно читали сценарий?" - интересуюсь у них в перерыве между дублями. "Да вы что, даже не заглядывали. И не знаем, о чем там речь." - "???" - "Работать экспромтом - это привычка. Мы же профессиональные кукловоды".

Кукловодов в группе - 11 человек. Почти все они молодые люди: чтобы долго держать куклу на вытянутых руках, надо обладать хорошей физической силой. (В павильоне даже оборудован спортивный уголок: брусья, штанга и перекладина.) При съемках на одной кукле могут быть задействованы от двух до шести человек. Когда по сюжету персонаж пьет воду (или что покрепче), жидкость льется прямо на актеров, сидящих внизу. Издержки производства...

Ельцина всегда играет конкретная пара - Леша и Сергей. Говорят, он им по характеру подходит. Когда "Куклы" только начинались, ребята специально просматривали кассеты с выступлениями президента, следили за его жестами. Со временем кукольный Ельцин стал отличаться от настоящего. Его характер, более благодушный, терпимый - это заслуга кукловодов.

У Леши и Сергея есть примета. Если съемки идут долго, затягиваются, нужно, чтобы Борис Николаевич в кадре почесал себе грудь. Незаметно так, невзначай. Тогда следующий дубль обязательно выйдет удачным.

..."Стоп! Было!" - кричит режиссер. Сцена со Скуратовым снята. А на диване в ожидании своей очереди сидят Лужков, Степашин и Аяцков. У последнего сегодня премьера.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно