ДОРОГО мы мужикам обходимся, потому они жениться совсем перестали. Раньше ведь как: "Баба с возу - кобыле легче". Заботливые родители из зажиточных крестьянских семей Среднерусской равнины просто не чаяли, как бы дочку поскорее из дому спихнуть. Как только рождалась девочка, убитые горем родители начинали копить деньги, драгоценности, пахотные земли и коров - чтобы было чем заплатить лет через 16-20 ненормальному, который согласился бы девку из отчего дома вывезти: "Вот тебе, парень, денег - только забери ее отсюда!" Такой способ оплаты грузоперевозок романтично назывался "приданым". Естественно, мужья относились к женщине, как к неизбежной нагрузке к полученной движимости и недвижимости и, чтоб зря место в доме не занимала, активно использовали ее на сельхозработах. Как только ушел в прошлое институт приданого, зашатался и институт семьи.
Иное дело - тонкий Восток. У них вместо приданого - калым. Хочешь привести в дом женщину - плати. Калым тратился, как правило, на саму же невесту: родители покупали ей одежду, украшения, дом - и все это оставалось в ее собственности, как бы ни сложились отношения с мужем. А поскольку развод не представлял большой проблемы, то мужик здраво рассуждал: "Обиженная жена - деньги на ветер, уйдет вместе с калымом". При таком раскладе восточные мужчины, знающие толк в торговле, если и относятся к женщине, как к вещи, то - как к очень дорогой: хранят в прохладном темном месте и следят, чтоб не испортилась. "Вещь" от этого наглеет и начинает диктовать условия. Сам того не замечая, мужчина оказывается под каблуком у жены. Ни один в этом не признается, хотя каждый второй поведает, что "вот сосед без жены и шага не сделает".
Чаще всего "главенство" женщины проявляется в изначально неравных браках: когда невеста происходила из более богатой или более знатной семьи. Отношения в этих семьях строятся уже не по принципу патриархата, а по принципу сословного подчинения: женщина устанавливает не свою собственную диктатуру, а диктатуру клана.
В одном из штатов Индии вообще сохранились пережитки матриархата - и женщина традиционно является главой семьи. Над супружеской кроватью висит специальный ошейник, за который супруга держится во время секса: основная поза - "наездница" (ведь жена должна главенствовать во всем, в том числе и в любви).
В некоторых районах Гималаев существует явление полиандрии - многомужества. Там странное распределение обязанностей: мужики сидят и ткут ковры, а их общая жена строит дом, во всю работая молотком и топором. Спору нет: у кого топор, тот и главный.
Современной истории известны восточные красавицы, загонявшие под каблук не только своих домашних, но и целые страны: Индира Ганди (премьер-министр Индии), Корасон Акино (президент Филиппин), Беназир Бхутто (премьер Пакистана), Тансу Чиллер (премьер Турции). Почти все они стартовали как дочери своих отцов или жены своих мужей, но достигли популярности, какая мужчинам и не снилась. Сейчас внимание западных политиков и социологов привлекает новая звезда Востока - жена короля Иордании Абдаллы королева Рания. Очень красивая, высокая (на голову выше мужа), хорошо образованная, она не носит паранджи, сопровождает Абдаллу в официальных визитах, вместе с ним участвует в переговорах и пока что считается "правой рукой" короля... Надо признать, что по большому счету странам и народам под "женским игом" было не хуже и не лучше, чем под мужским.
Личный опыт. Когда Юсеф позвал меня замуж, я была несколько шокирована: мало того, что Юсеф был женат, так мы еще учились с его женой на одном курсе и были подружками. Со всем пылом юности я высказала "жениху" свое негодование.
- А Фатиха не возражает, - заверил мой араб. - Она сказала, что ты - идеальный вариант.
- Нормально, - уверяла меня Фати вечером по телефону. - Мужчина может иметь 4 жены, но на всякий новый брак требуется мое согласие. Никого, кроме тебя, я бы в доме видеть не хотела. Ваш брак решит проблему прописки и гражданства после окончания студенческой визы.
- Это ты придумала?
- А кто же еще?!
За Фатиху я замуж не вышла, мы остались подружками. Через год Юсеф оформил фиктивный брак с москвичкой, выложив за это кругленькую сумму: жениться по-настоящему и жить на два дома Фати ему не позволила. Тем не менее он иногда навещает свою русскую жену и умиляется, до чего же домовиты и покладисты русские женщины.