Примерное время чтения: 6 минут
224

"Бистрота" по-русски

"Русское бистро" возникло как наш ответ "Макдональдсу". Пять лет назад отцы города мечтали, что русский пирожок сначала догонит, а потом и обгонит американский гамбургер по всем позициям: по вкусности, питательности, экологичности, экономичности и, само собой, скорости перемещения с прилавка на поднос клиента. Так оно в общем-то и вышло. У "Русского бистро" в Москве уже 37 ресторанов, а у "Макдональдса" на 10 меньше. Самый незамысловатый "маковский" бутерброд с котлетой стоит 12 руб., самый дешевый "бистровский" пирожок с картошкой - 8 руб. И тесто у родной выпечки съедобное, и начинки ни много ни мало - ровно столько, чтобы, один раз откусив, уже ее почувствовать (поколения, выросшие без "пепси", еще помнят жесткие, как подошва, изделия эпохи соцреализма, которые приходилось кусать, кусать и кусать, чтобы докопаться до внутреннего содержания - микроскопического комочка картофельного пюре)

К ТОМУ ЖЕ в доморощенном фаст-фуде водку с пивом подают, а это в глазах родного клиента положительно характеризует любое заведение общепита. Главное - действительно быстро подают. Очереди в "Русском бистро" - редкость, в "Макдональдсе" же наоборот - редкость их отсутствие. Очередь, пусть она движется быстрее эскалатора в метро, все равно нервирует посетителей. Многие жители и гости столицы обходят "Макдональдс" стороной, потому что там "не протолкнуться". Но, с другой стороны, очередь в общепите - это индикатор популярности заведения. От рассвета до заката, в праздники и будни залы сети ресторанов "Русское бистро" не то чтобы пустуют - не особо ломятся. Тогда как в "Макдональдсах" обычно яблоку негде упасть. В конечном счете (с точки зрения любителей перекусить на скорую руку), это значит, что хоть родной пирожок теперь и стал румян и сладок, а гамбургер... все равно слаще.

Раньше - вкусно, теперь грустно

СЛОВОМ, нам уже в который раз не удалось ни "догнать", ни "перегнать Америку". На вопрос: "Почему?" - специалисты столичного департамента потребительского рынка и услуг и руководство самого ОАО ТПО "Русское бистро" склонны отвечать: "А не очень-то и хотелось. Никто не ставил задачи обойти "Макдональдс". Это все журналисты раздули". Получается история из басни про лису и виноград: аппетитная гроздь висела слишком высоко, рыжая плутовка попрыгала-попрыгала и удалилась, ворча: "Не очень-то и хотелось... Виноград-то зелен". Хорошо, давайте оставим в покое Америку и назовем это "созданием национальной системы быстрого питания" на уровне мировых стандартов. При открытии самого первого ресторана "Русское бистро" в Гнездниковском переулке именно такая задача и была озвучена градоначальством.

Но не то чтобы достичь "мировых стандартов", на собственном первоначальном уровне "Русскому бистро" удержаться не удалось. Среди городских обывателей разговоры о том, что раньше "русские" пирожки были качественными, а теперь испортились, превратились в общее место. И кстати, зам. руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Виталий Усов, в свое время создававший концепцию "Русского бистро", это мнение разделяет. "Года три назад приходилось увольнять работников, которые за взятки пропускали посетителей в уже и без того переполненные залы, - вздыхает Виталий Викторович. - А что теперь? И говорить не хочется о том, во что превратилось "Русское бистро". Здесь уже давно все не так... не так вкусно..."

Казенные пирожки

ЗА НЕДЕЛЮ до Нового года правительство Москвы приняло решение выкупить ОАО ТПО "Русское бистро". До сих пор столица располагала лишь блокирующим пакетом акций, теперь станет единственным собственником 37 ресторанов. По-видимому, выкуп 55,6% акций, которыми на сегодня располагают ряд фирм и частных лиц, будет носить символический характер. Львиная их доля перейдет городу путем погашения задолженности ТПО перед московской казной (сеть фаст-фудов брала кредиты под гарантии столичного бюджета). Такой внезапный маневр отцов города породил слухи о финансовой несостоятельности "Русского бистро". Но не похоже, чтобы наш муниципалитет позволил себе роскошь заниматься благотворительностью: горбюджет не в том состоянии, чтобы обременять его убыточными предприятиями. И, по словам Ольги Рубцовой, нач. отдела коммерческой концессии АО, "все рестораны "Русского бистро" себя окупают".

Отлаженная система быстрого питания в Москве обречена на успех. Потому что приезжих много, потому что в большинстве новых офисов нет буфетов, наконец, потому что благодаря "Макдональдсу" москвичи обзавелись привычкой ходить в фаст-фуды семьями. Вне сомнений, решение прибрать к рукам "Русское бистро" для столичной власти - прежде всего идеологическое. Кто бы ни утверждал обратное, но именно мэр Юрий Лужков не раз подчеркивал, что сеть наших фаст-фудов - это "альтернатива "Макдональдсу". И не случайно в постановлении "О приобретении в собственность города акций ОАО ТПО "Русское бистро" департаменту потребительского рынка и услуг в компании с дирекцией фирмы и департаментом муниципального имущества дано задание разработать проект новой программы развития "Русского бистро".

Подать себе не умеем

ХОТЯ, чем, спрашивается, плоха "старая программа" развития "национальной системы быстрого питания"? Только тем, что она не доведена до ума. "Бистро" по-русски - это прежде всего пирожки. В зависимости от времени дня и степени лени персонала, они могут быть горячими, теплыми и совсем холодными. Технология приготовления продуктов в "Русском бистро", как и в "Макдональдсе", допускает разогревать полуфабрикат только один раз. "Русский" пирожок готовят к встрече с клиентом заранее, затем кладут на специальный подогретый стеллаж, где он остывает и утрачивает часть вкусовых достоинств. А гамбургер доводят до нужной температуры непосредственно перед продажей, он не бывает теплым - только горячим. Кроме того, в "бистро" под вечер или в час пик могут закончиться расстегаи, винегреты, слойки с яблоками. Представить, что в "Маке" начались перебои с чизбургерами или картошкой "фри", - невозможно.

"Макдональдс" - это хорошее освещение, вентиляция, чистота, посуда с брэндами фирмы, игрушки для детей и обязательный евросанузел с туалетной бумагой, сушилками и зеркалами. Родное "бистро" - небольшой и какой-то тусклый зал, запах пота, исключительно белые пластиковые стаканчики (поставляемые, к слову, фирмой жены мэра Елены Батуриной) и необязательное наличие туалета. После того как в ресторанах "Русское бистро" год назад стали продавать пиво, в их окрестностях появились мобильные сортиры. Но это все равно что деревенские удобства во дворе. Особенно зимой. И руки помыть негде...

Впрочем, все это, согласитесь, решаемые проблемы. И никакие особые городские "проекты" и "программы" для этого не нужны. Оборудовать санузлы, подогреть пирожки, расписать стаканчики, вкрутить лампочки поярче, научить девушек на раздаче приветливо улыбаться - всех-то дел. И "бистро" по-русски превратится в заведение, соответствующее мировым стандартам. И при этом - с "национальным" шармом. Так что их гамбургер умрет от зависти к нашему пирожку. Наш - на самом деле вкуснее. Просто подать не умеем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно