Под реальный бюджет МВФ деньги даcт
Вернуться к уровню 1998 г. в следующем году мы еще не сможем.
Председатель фракции Государственной Думы "Наш дом - Россия" Александр ШОХИН:
ПЕРЕГОВОРЫ с МВФ зашли в тупик. Стабилизационный кредит нам предоставят не раньше, чем Госдума утвердит программу действий правительства и бюджет на 1999 г. Более того, МВФ хотел бы убедиться в реальности намерений российского правительства, которые окончательно прояснятся по результатам первого квартала.
Сейчас можно говорить, что возврат нашего внешнего долга в размере 17,5 млрд. долл., который Россия должна выплатить в следующем году, пойдет по эмиссионной схеме. Это не означает, что мы его будем покрывать рублями. Придется печатать большое количество рублей и покупать валюту на внутреннем рынке. Остается под вопросом сама возможность мобилизации экспортной выручки в связи с тяжелой ситуацией на внешнем рынке. Как известно, цены на энергоносители,
в первую очередь на нефть, продолжают падать. Следовательно, инфляцию можно оценивать так: умножаем 17,5 млрд. на прогнозный курс 22 рубля и получим примерный объем эмиссии - 385 млрд. Если эмиссия пойдет таким темпом, ясно, что удержать курс на 20 - 22 рублях за доллар, как записано в программе правительства, будет очень сложно.
Инфляционные и девальвационные ожидания сейчас очень высокие. Стало быть, и курс в 30 руб. за доллар не может быть слишком
пессимистичным. А если 30 руб. умножить на те же 17,5 млрд. долл., то объем эмиссии превысит 500 млрд. руб., что вплотную подходит к гиперинфляции, которая наблюдалась в России в 1992 - 1993 годах. К сожалению, такой прогноз вполне может стать реальностью. Можно ли выйти из этой ситуации? Я думаю, можно. Прежде всего правительству
Евгения Примакова нужно не бояться четко фиксировать свои взгляды. В частности, когда бюджетный процесс уже "на сносях" и со дня на день поступит на утверждение в Думу, надо определиться, какой вариант налоговой реформы пойдет, чем компенсировать в доходной части бюджета снижение того же НДС, налога на прибыль. Потери можно возместить за счет временных акцизов и налогов на отдельные товары, налогов с продаж, экспортной пошлины. Если бюджет будет
реалистичным, то под него можно получить и кредиты МВФ. Но реалистичность должна быть подкреплена практическими результатами.
Поддельную водку - вне закона
Председатель правительства РФ Евгений ПРИМАКОВ на заседании Совета Федерации в начале декабря говорил, что за последние два года от потребления некачественной винно-водочной продукции погибло около 24 тысяч человек. Правительство наметило конкретные меры по ограничению подделок. Запрещается импорт спирта, для перевозки произведенного спирта будет использоваться только железнодорожный транспорт. И, наконец, технический спирт теперь будет подкрашиваться
и при соединении с водой давать ярко выраженный оранжевый цвет.
С лета начнется рост
Первый вице-премьер Юрий МАСЛЮКОВ:
ПЕРВОЕ полугодие будет очень тяжелым, - сказал в Совете Федерации Ю. Маслюков, - но за это время нам обязательно нужно создать необходимые условия для развития реального сектора и выйти на траекторию экономического роста, начиная со второго полугодия будущего года. Вернуться к уровню 1998 г. в следующем году мы еще не сможем. Мы ожидаем падения производства на 2-3% по сравнению с нынешним годом. В проекте бюджета на следующий год заложен и бюджет
развития, что предусматривает создание российского банка развития с контрольным пакетом государства.
Цены взлетят в 2 раза быстрее
Председатель Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы Павел БУНИЧ:
ЭМИССИЯ, а она неизбежна, влечет за собой как минимум два неприятных, связанных друг с другом последствия: увеличивается инфляция и возрастает курс доллара. Есть все основания полагать, что, если сейчас цены на товары и услуги растут на 5 - 7% в месяц, к концу первого квартала 1999 г. месячный темп инфляции удвоится и достигнет 10 - 15%. Нас ожидает дальнейший рост курса доллара. Если мы уже сегодня вышли за отметку 20 рублей за доллар, то надо
очень сильно опасаться, как бы к концу первого квартала курс не достиг 25 рублей.
Бедных станет больше
Директор Института экономических проблем переходного периода Егор ГАЙДАР:
РАБОТА правительства за первые три месяца убеждает, что оно не готово к трудной и конфликтной работе по сбору налогов в денежной форме (соглашение с Газпромом, предоставление налоговой рассрочки предприятиям агропромышленного комплекса, восстановление практики взаимозачетов, готовность брать налоги натурой и т. д.). Как показывает опыт, неизбежная реакция на такие действия властей - резкое снижение денежных поступлений в федеральный бюджет.
По нашим
оценкам, в 1999 г. эти поступления вряд ли превысят 8% валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как правительство надеется получить 12,8% ВВП. Это значит, что оно окажется перед выбором: либо наращивать задолженность по зарплатам и пенсиям, либо осуществлять финансирование бюджетных расходов за счет ускорения денежной эмиссии. Но и в том, и в другом случае это приведет к дальнейшему снижению реальных доходов пенсионеров и бюджетников, увеличению
доли бедных в общей численности населения и постепенному разгону инфляции.