Примерное время чтения: 5 минут
127

"Еврейский вопрос"

В НАЧАЛЕ века "дело Бейлиса" (еврея, ложно обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика) разделило предреволюционную Россию на два лагеря. Сегодня нечто подобное происходит в связи с антиеврейской риторикой отставного генерала Альберта Макашова.

Рецидивы открытого антисемитизма всегда возникали в больном, кризисном обществе. Так было в Европе накануне Первой мировой войны и в России на закате империи. Пик пришелся на времена фашистской

Германии и позднего сталинизма. И вот 17 августа 1998 года кризис нанес сокрушительный удар по последним здоровым началам в российской экономике, разрушил остатки надежд россиян на стабильность и "честное слово" властей. Тут же возник "еврейский вопрос".

КПРФ ЗАБЫВАЕТ О СВОИХ КОРНЯХ

В ЦАРСКОЙ России антисемитизм был официальной политикой. Но действие, как известно, порождает противодействие. Тем более со стороны народа, известного своим трудолюбием, упорством в достижении цели, природным умом и расчетливостью. Поэтому вряд ли можно считать случайным, что именно представители еврейской национальности возглавили в России партию коммунистов (большевиков). Евреи преобладали и в составе первых советских правительств. Такой была

цена государственного антисемитизма, которую в наши дни поднимает генерал. Это типичный поступок "Ивана, не помнящего родства", оказавшего родной партии медвежью услугу. Он фактически сыграл на руку тем, кто хотел ослабить компартию, набравшую серьезные очки на осеннем кризисе 1998 г. Тема борьбы с антисемитизмом дала шанс демократам объединить свои разрозненные ряды, потеснить левых, уже овладевших практически всеми рычагами власти.

Но что же мы получили, так сказать, на промежуточном финише?

ВЫИГРАВШИЕ И ПРОИГРАВШИЕ

ВО-ПЕРВЫХ, предельно резко выступив против Макашова и КПРФ, олигархи обеспечили себе гарантированное политическое пристанище на Западе в качестве жертв антисемитизма и коммунизма.

Во-вторых, еврейский скандал помог закулисным политическим технологам жестко отколоть московского мэра Юрия Лужкова от КПРФ и тем самым окончательно свести на нет его усилия по формированию "левого центра".

В-третьих, достаточно естественно вернулись в "политический оборот"

Анатолий Чубайс и Альфред Кох. В 1996 г. А. Чубайс приложил немало усилий, чтобы использовать страх перед возможностью возвращения коммунистов для объединения сил олигархов. В преддверии новых выборов он начинает формировать "правый центр", сплачивая его на базе противостояния антисемитизму КПРФ.

Другая ошибка КПРФ - нападки на СМИ. События последнего времени показали, что "электронные пушки" последнего бастиона демократии способны нанести оппозиции

серьезный урон.

Впрочем, с ответной реакцией электронные СМИ явно пережали. Генерал бесплатно получил широкую рекламу на телевидении. Некоторые тележурналисты тоже, кстати, показали не меньшую неразборчивость в методах. В результате реакция общественности на "еврейский вопрос" лишилась искренности и естественности.

А потому вряд ли Егор Гайдар, Борис Березовский и Анатолий Чубайс могут теперь всерьез надеяться на поддержку большинства населения в

объявленном ими новом "крестовом походе" против коммунистов. Очевидно, что идея запрета КПРФ, даже если она и будет реализована, приведет к обратному результату - к росту популярности компартии.

КАК СОЗРЕВАЛ "ЕВРЕЙСКИЙ КРИЗИС"

СОБСТВЕННО, иного было трудно ожидать. "Еврейский вопрос" - материя еще более тонкая, чем национальный вопрос в целом. Социологические исследования показывают, что в России даже детям детсадовского возраста в значительной степени свойственны бытовой расизм и антисемитизм. Наше еще далеко не гражданское и не правовое общество не любит учиться на своих ошибках - проще найти причину личных бед в происках врага. Как говорится, "если в кране нет воды

- значит..."

Другой распространенный обывательский тезис - "нечего высовываться". Стремление к здоровой конкуренции, успеху чуждо большинству наших сограждан. "Люди успеха" раздражают "людей монотонного труда", которых сегодня в России большинство. А ведь "цвет" наиболее успешных новых россиян зачастую составляют сегодня представители еврейской национальности.

Взять хоть правительство Сергея Кириенко. Молодые бюрократы попытались продемонстрировать

России динамичный стиль западного менеджмента. А добились тяжелейшего кризиса и как следствие - обвинения в "еврействе". Наш же обыватель давно научился с интересом подсчитывать среди олигархов, чиновников и журналистов процент "подозрительных" фамилий. А им, в свою очередь, не хватило ума вести себя скромнее, не кичиться богатством и роскошью. Заняться, наконец, не только деланием денег и полукриминальной приватизацией, но и благотворительностью.

Мало того - в это время они еще и принародно обливали друг друга грязью.

НА ПРИЦЕЛЕ - ПРЕМЬЕР

НО ВСЕ-ТАКИ создается впечатление, что главные стрелы нынешней кампании полетели в российского премьера Евгения Примакова.

Он оказался в ситуации непростого выбора. Жесткое осуждение им коммунистов означает потерю поддержки в Думе накануне принятия бюджета. Игнорирование же "еврейского вопроса", как и вопроса о свободе СМИ, приведет к тому, что будет поставлен знак равенства между "фашиствующей" КПРФ и правительством Е. Примакова. В результате не

будет помощи от западных финансовых организаций, находящихся под контролем лиц, столь не любимых коммунистами.

От того, "с кем пойдет" Евгений Максимович, зависит, по большому счету, весь расклад будущей политической игры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно