Примерное время чтения: 6 минут
91

"Банановый" Омск

НА ТЕРРИТОРИИ Омской области свободно разместится целая Франция. Правда, симпатичный губернский Омск до Парижа пока "недотягивает". Область эту особые катаклизмы, слава Богу, не сотрясают, хотя тут хватает "средних" российских бед: растет преступность, не выплачивают вовремя зарплату, бездействуют заводы бывшей оборонки...

Недавно "АиФ" напечатал снимок: на местном рынке сибирская красавица продает говядину за 7,5 руб. за килограмм. А бананы здесь стоят еще дешевле: по 2,5 руб. за 1 кг. Много и других парадоксов в этом сибирском крае, о котором мы беседуем с губернатором Омской области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ.

- Леонид Константинович, неужели в Сибири бананы выращивают?

- У нас яблоки-то не вызревают, а цитрусовыми и бананами торгуют крупные коммерческие структуры, например бывшее управление торговли, которое сохранило торгово-проводящие сети, и потому нормально работают, не гоняясь за сверхприбылью.

- И что, весь рынок, "капитализм" у вас остановились на уровне "купи-продай"?

- Ну что вы! Это то, что бросается в глаза. Размер-то преобразований гораздо крупнее. Нынче, например, мы занимаемся обеспечением энергетической безопасности. Чтобы тепло, вода и свет у нас были без перебоев, несмотря на то что мы зависим от Казахстана. Омская область - не Приморский край, где всем миром решают, как привезти вагон угля из собственного карьера до электростанции, чтобы та не остановилась. Нам уголь надо везти из другого государства, которое сегодня взяло да и закрыло железные дороги в Россию, потому что держава наша не расплатилась с долгами. Как решить вопрос? Идти к Черномырдину с просьбой помочь открыть шлагбаум?

- А что, Черномырдин сумеет договориться с казахами?

- Сегодня мы имеем дело не с казахами, которые меня знают, уважают, потому что я с ними полжизни проработал. Мы дело имеем с собственниками, которым безразличны любые интересы - Казахстана ли, России... Главное для них - деньги. Есть они - рубильник включается. Денег нет - сидим без света.

Бесконечно "роман" с Казахстаном продолжаться не может. Сейчас мы переходим на уральскую энергосистему. За свои деньги реконструируем Курганскую подстанцию, одновременно начинаем строить дублирующие линии.

- Без уголька-то казахского обойтись, наверное, трудно...

- Надо избавляться и от угольной зависимости, поэтому мы решили полностью газифицировать Омскую область. Половину средств вкладывает "Газпром", другая - из нашего бюджета. Уже построили более 200 км газовых сетей. За 1997 год мы сделали столько, сколько не смогли за предыдущие 10 лет.

- Все губернаторы плачут, что денег в казне нет, а у вас они откуда?

- Как говорят, "из кубышки". У нас оборонка работать начинает. За 1997 год она увеличила объем производства на 14%.

- Оборонка - больное место всех зауральских регионов. А она занимала от 75 до 90% их промышленности. Поэтому так много бед.

- Беды у тех, кто только жалуется. А надо работать. Я убедил, как мне кажется, руководителей предприятий в том, что у нас огромный полигон - нефтегазодобывающая российская провинция; давайте развернем мощности так, чтобы производить не ракеты, не штучные вещи, а оборудование для газовиков и нефтяников. Дело пошло. В 1997 году мы выполнили таких заказов более чем на 200 млрд. рублей. На этот год заказов от нефтяников и газовиков на полтриллиона рублей.

- Но ведь там тоже говорят, что денег нет.

- А они расплачиваются нефтью или газом. Оживились наши оборонщики. Уже даже конкуренция возникает. На прошедшей выставке нефтегазового оборудования в Тюмени наш стенд и экспонаты были самыми внушительными. Главное, что руководители наконец очнулись от бесконечных ожиданий, а ведь лелеяли надежду, что Россия снова встанет на путь производства вооружения и опять к ним потекут заказы на танки, ракеты... Не потекут!

- Однако за границей-то российское оружие покупают...

- Провели мы в Омске две международные выставки вооружения. Заключили с египтянами крупный контракт. Будем также поставлять танки в Южную Корею. Здесь мы работаем с "Росвооружением". Есть подвижки и в сфере внешних экономических связей, недавно заключили контракт с концерном "Вольво" на производство автобусов в Омске.

- Леонид Константинович, вас послушать, получается, что все проблемы в Омской области решаются "на раз"...

- Да вы что! Очень много дыр, которые надо латать. Особенно в социальной сфере. Хотя у нас и не было истерии по поводу выплаты пенсий. Рассчитались и с бюджетниками.

Бесконечные рыдания, когда вся рубашка в соплях, - это мы любим, это наша национальная российская черта. Я думаю, нас подводят чаще всего неверие в свои силы, чувство безысходности, поиск какого-то чуда. А ждать этого чуда не нужно, надо самим рукава засучивать...

- Расскажите о скандале, связанном с нефтеперерабатывающим заводом. Как вам удалось погасить его?

- За скандалом стояла попытка загнать по дешевке определенному заказчику лучший в Европе нефтеперерабатывающий завод. Разве Чубайс не знал о том, что основные фонды Омского нефтезавода составляют 11 трлн. рублей? А он намеревался продать за 400 млрд. долгов федеральному бюджету! Вот почему я занял непримиримую позицию по отношению к этой акции. Я написал президенту очень злое письмо, назвал там вещи своими именами. Как известно, на чрезвычайную комиссию пригласили представителей завода, администрации области, компании "Сибнефть". Но ни первого, ни второго, ни третьего не стали слушать. Выставили за дверь, как денщиков, которые плохо почистили генеральские сапоги... Более того, завод проплачивает свой последний долг в 120 млрд. рублей, а известное лицо в это же время дает команду их не пропускать... Вот такие чудеса.

- И как же вы вышли из такого щекотливого положения?

- Когда банковский механизм работает четко, даже всемогущая рука бессильна. Но я думаю, что этим не кончится. Предполагаю, что вскоре начнется атака на дочерние предприятия компании "Ноябрьскнефтегаз". И там будут искать долги.

- Вернемся к нашим бананам. Как думаете, подорожают они в Омске?

- Думаю, что нет, приезжайте через полгода, убедитесь сами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно