Примерное время чтения: 6 минут
83

Кто отдаст медикам долги по зарплате?

НАЧНУ с письма, пришедшего в редакцию. На эту тему, к сожалению, не единственного.

"На последние деньги купила конверт и от обиды, злости и безысходности пишу своей любимой газете, которую впервые не смогу выписать на 2000 год. Почему в нашей стране ненавидят врачей? Ну поверьте, не все взяточники, не все!

Работаю в районной больнице педиатром. Зарплату не платят с марта 1999 года. Мы просто нищие, голодные, униженные. В районе всего три врача-педиатра. Мы все одного возраста. 20 лет проработали, как на войне. Будят в 2-3 часа ночи, едешь в больницу смотреть ребенка, делаешь назначения, возвращаешься домой и до 5-6 утра не можешь уснуть. А утром на работу, принять 40-50 человек, обслужить 15-20 вызовов, и так через два дня на третий. Это не считая ночных дежурств. И поверьте, никто из нас не взял ни разу ни копейки с больного.

Иногда кажется, что все надо бросить и заняться чем-то другим. Но кто будет помогать нашим детям? И остаешься...

Когда наше правительство повернется к нам лицом и подбросит хотя бы крохи из федерального бюджета, ведь местные бюджеты давно не тянут? Учителя пугают забастовкой, но мы-то бастовать не можем, не имеем профессионального и человеческого права...

О. В., Курская область".

Вы когда-нибудь отдавали долг? Да? А отдавали ли вы долг не напрямую, а через посредника? Представьте ситуацию: вы отдаете деньги хорошему знакомому и просите его передать их общему товарищу. Знакомый деньги берет, а вот до товарища они не доходят. В бытовом плане такая ситуация разрешима самыми различными путями, вплоть до рукоприкладства. А как быть, когда речь идет о государственных организациях? Вот над этим вопросом и бьется, в частности, Минздрав России, приглашая на заседания штаба по оперативному реагированию на акции протеста руководителей здравоохранения различных регионов страны.

В числе отстающих и Курская область, и Пензенская, и Читинская, и... далее по списку. Причем в Пензе ситуация вообще сложилась оригинальная: в городе рядом стоят клиники, в одной из которых медики зарплату, пусть и небольшую, получают регулярно, а в другой не получают по 3-4 месяца. Знаете, почему? Потому, что первая больница финансируется из губернского, а то и федерального бюджета, а вторая - из средств Фонда обязательного медстрахования. Казалось бы, кому, как не Минздраву, дать по шапке Фонду, чтобы не безобразничал, но, оказывается, вины ФОМС тут тоже нет. Что же происходит?

А вот что. На губернаторский счет приходит трансферт из федерального бюджета, который в четыре раза превышает задолженность по зарплате в губернии всем бюджетникам. Поскольку область дотационная, то по закону губернатор должен 60% этих денег отдать на погашение той самой задолженности. Однако не так прост современный губернатор. Он, конечно, зарплату отдаст, но не всю и не всем. Напишет, например: "Отдать всем, кроме ФОМС" - и не получат ФОМСные поликлиники денег. А излишек образовавшийся можно и на другие нужды потратить. Может, на "Мерседес", а может, и на что-то более полезное - мало ли в дотационной области других проблем, кроме зарплаты врачам. Причем отчет о потраченных госсредствах Минфину РФ сходится до копейки, ОМС-то к бюджету вроде бы и не относится.

Ситуация, конечно, несколько утрированная, но вполне правдивая. Ведь не я придумал за главу здравоохранения той же Пензенской области диалог в курилке между двумя районными начальниками: "Ты своему ФОМС деньги отдаешь?" - "Нет". - "Да-а? Ну и я тогда платить не буду, потерпят".

А вот что думает по этому поводу 1-й заместитель министра здравоохранения России Геннадий Григорьевич Онищенко:

- Ситуация тяжелая: в Читинской области задолженность по зарплате в отдельных районах достигает 10 месяцев, ухудшилось положение в Свердловской области, хотя она одна из областей - доноров России.

Прочие живут на субвенции и трансферты из федерального бюджета. Но нам сегодня очень мешает закон о местном самоуправлении. Начиная от района и заканчивая республикой. Каждый уезд - удельное княжество. Он сам формирует бюджет и сам им распоряжается. Казалось бы, логика железная: я заработал - я и потрачу, но...

Во-первых, зарабатывать не научились, зато свои интересы в тратах денег, которые должны поступать в регион из госказны, отстаивают великолепно. Во-вторых, больная проблема - уровень местных руководителей. Сегодня в России, по сути, 2600 с лишним самостоятельных систем здравоохранения. Каждый городит свой огород со своим маленьким бюджетиком. Другими словами, мы создали на сегодня такую многоуровневую и шибко самостоятельную бюджетную структуру, что фактически потеряли механизм управления. Кто-то из губернаторов закладывает в бюджет области все деньги на медиков по зарплате, а кто-то начинает делить их на бюджетников и ОМС. И многим нравится эта игра в безответственность. Но при чем здесь врачи, которые выполняют свой долг не зависимо от принадлежности учреждения к тому или иному источнику финансирования?

А кроме Фонда ОМС, у нас нет других рычагов управления. Мы при Черномырдине предлагали проводить все деньги на здравоохранение через ФОМС, чтобы ими управлять и их отслеживать. Дума поддержала, но в Совете Федерации поднялся такой благородный крик... Мол, мы сами лучше знаем, что нам надо, мы сенаторы!.. При этом положение по задолженности весьма странное. Как объяснить, что Ямало-Ненецкий округ, где и газ, и нефть, вовремя зарплату не платит, а, скажем, Ингушетия, Северная Осетия, даже Дагестан - нищета страшная - долгов не имеют? Значит, дело не в богатстве региона, а в воле его руководителей.

Вот так, получается, и стоим мы враскоряку всей страной одной ногой в рыночном самоуправляемом государстве, а другой в тяжелой административной экономике, стараясь (или не очень) приноровиться в такой позе к реальной жизни.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно