Примерное время чтения: 6 минут
246

"Титаник" всплыл. В океане денег

ПЕРВАЯ спасательная шлюпка, спущенная на воду с "Титаника", могла вместить 65 человек, а в нее усадили всего 28. Во время московской премьеры зал кинотеатра "Кодак-Киномир" тоже легко мог вместить в два раза больше журналистов. Женщин и детей из первого и второго классов в 1912 г. сажали в шлюпки в первую очередь. Журналистов престижных изданий (приятно хоть иногда ощутить себя "первым классом") спустя 86 лет в Москве приветливо-принудительно запустили в зал тоже в первую очередь, в то время как "пассажиры второго класса" с растерянными улыбками обреченно топтались у вожделенного входа... Организаторам пресс-показа удалось виртуозно воссоздать живописную атмосферу гибели "Титаника" в скромных декорациях "Кодака". А "приветливые" охранники практически слились с образами офицеров, перекрывших выходы "низшему сословию" на корабле...

НА ДНЕ ЛЕЖИТ, А ПРИБЫЛЬ ПРИНОСИТ

КАК и следовало ожидать, по гигантским сборам (за 36 дней проката фильм "перевалил" за 250 миллионов долларов, непринужденно обогнав "Парк Юрского периода" и "Бэтмена") кинотитаник получился не менее масштабным, чем сама катастрофа.

Новый "Титаник", как и его дедушка, сконструирован из нескольких сюжетно-смысловых "палуб". Фильм Камерона - не просто красивая "лав стори", снятая для разнообразия на фоне тонущего корабля. Это и эпическая притча о любви, выдержавшей испытания гигантской катастрофой, и многослойная, как торт, философия "ценности каждого дня, эфемерности материальных ценностей и бесценности человеческих отношений", и уникальная в своей документальности "постановка трагедии" с безумными спецэффектами, и максимально убедительное развенчание веры в окончательную власть человека над природой - предостережение для цивилизации, фанатично уверовавшей в то, что природа "не храм, а мастерская"...

Катастрофа "Титаника" теперь будет ассоциироваться исключительно с фильмом Камерона. Придумай режиссер, что корабль затонул из-за столкновения с гигантской бутылкой "кока-колы" или оттого, что вахтенные матросы зачитались комиксами про Джеймса Бонда, и человечество мгновенно возненавидело бы и Бонда, и "кока-колу". Потому что все якобы второстепенные детали намертво впечатываются в расплавленное драматическим накалом подсознание - например, приветливо улыбающееся лицо статуи Свободы, олицетворяющей для полумертвой героини возвращение к жизни (если бы ДиКаприо весь фильм распевал гимн США, знаменитая американская мечта выглядела бы не более убедительно)...

ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВИКА СТАЛ КАПИТАНОМ

ИСТОРИЯ съемок фильма медленно, но уверенно начинает затмевать непосредственную историю крушения. Что вполне объяснимо: корабль тонул всего 2 часа 40 минут, а фильм снимался больше 5 лет! "Титаник" 1912 года, один из трех суперлайнеров, был специально построен компанией "Уайт Стар Лайн" для борьбы с конкурентами. А "Титаник" 1997 года, хотя и подчеркнуто честно планировался стать "одним из" (вместе с ним запускались в производство 7-8 картин с приблизительно одинаковым бюджетом в 120 миллионов долларов), стал тем не менее самым уникальным - не только по бюджету, превысившему 200 миллионов долларов, но и по грандиозным спецэффектам, на фоне которых метаморфозы инопланетян из "Людей в черном" смотрятся, как полеты Змея Горыныча в фильмах Роу. (Подводные съемки у Камерона получились настолько убедительными, что особо профессиональные кинокритики вплоть до финальных титров искренне предполагали, что фильм поставил Жак-Ив Кусто.)

Культовый момент, обеспечивший Камерону взрыв ехидства журналистов и безграничную популярность в народе, - отказ от режиссерского гонорара, который большинство добрых коллег по съемочной площадке расценили как ярко выраженный идиотизм. Добавьте к этому еще несколько мазков - историю о том, как Камерон вырезал из фильма сцену с тонущей собакой, которая теперь живет у него дома, или сведения о его первой профессии ("Я был водителем грузовика и знаю цену каждому доллару!"), плюс несколько смущенный рассказ о том, что он сам делал все рисунки в фильме вместо главного героя ("ДиКаприо артист, но не художник, сам он все время рисовал только какие-то палки... Кроме того, он левша, а я правша, так что приходилось снимать все эскизы в зеркальном отображении"), и вот она - очередная американская суперлегенда о суперрежиссере. Она бы смотрелась, как комикс про Бэтмена, не будь создатель "Терминатора", "Чужих", "Бездны" и "Правдивой лжи" действительно гениален. И благороден, как капитан Джеймс. Именно он настоял на том, чтобы премьерный показ "Титаника" в России начался с Калининграда - таким образом еще раз выразив благодарность экипажу исследовательского судна "Келдыш", который осуществил подводные съемки на глубоководных обитаемых аппаратах "Мир-1" и "Мир-2"...

По словам Камерона, во время съемок он действительно ощущал себя "капитаном Смитом, которому разве что недоставало айсберга". Впрочем, мелких "айсбергов" ему вполне хватило - пресса настолько активно раскритиковала "очередной дорогостоящий и скорее всего бездарный римейк", что даже конкуренты режиссеры начали ему сочувствовать и не особо переживали, когда "аутсайдер" сделал колоссальные сборы. Еще одним тяжелым испытанием стал хрестоматийный эпизод с "выходом за рамки бюджета". Впрочем, именно он впоследствии стал одним из столпов рекламной раскрутки фильма. "Титаник" Камерона, в отличие от менее удачливого прообраза, выплыл и даже доплыл до России без всяких предупредительных залпов в традициях "Авроры".

Тем, кто из соображений экономии обзавелся пиратской видеокопией фильма и по-детски радуется, что может смотреть ее хоть десять раз, хочется искренне и по-дружески посоветовать сходить хоть раз в кинотеатр. Потому что, как доверительно сообщил нам режиссер, "смотреть "Титаник" по ТВ - это все равно, что разглядывать знаменитую картину на почтовой марке. Ведь "Титаник" - это не просто рассказ, а показ во всю ширину". В противном случае вы сможете разглядеть только одну пару главных героев, а два других, наиболее колоритных "персонажа" - сам "Титаник" и ...вода, поразившая съемочную группу "необычайной мощью и силой", будут смотреться малокровными статистами...

Хотя режиссер и изящно уходит от ответа касательно своих будущих кинопроектов ("Я считаю, что бюджет в 400 миллионов - это неоправданная трата денег!", "Если я откажусь еще от одного гонорара - придется осваивать профессию художника!"), можно уже сейчас предположить, что для того, чтобы превзойти самого себя, ему придется как минимум воссоздать Атлантиду или чернобыльский реактор в натуральную величину. И присоединить к двум уже объединенным киностудиям - "ХХ век Фокс" и "Парамаунт Пикчерз" как минимум реставрированный "Мосфильм"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно