ХОТЯ до начала нового учебного года остается еще полмесяца, в течение которых школьники могут догуливать недогуленное и дочитывать непрочитанное, московские учителя уже включились в работу. Ведь перед каждым первым сентября педагоги всех школ озадачены множеством проблем, и, пожалуй, самая серьезная из них - это "неукомплектованный педагогический состав", а если проще, то недостаток учителей-предметников. В марте нынешнего года столичные школы выставили 1493 учительские вакансии, на сегодня свободными остались 1187 из них.
Запасной вариант
ПОДОБНЫЙ "недобор" - это, конечно, не трагедия, столичное образование знавало времена и похуже. Например, еще четыре-пять лет назад школам не хватало 6,5 тыс. специалистов, да и в прошлом году было на 263 вакансии больше, чем в этом. Так что в цифрах картинка получается оптимистичной, а прогноз - благоприятным. Между тем в Москве всего 1,4 тыс. школ, и, если взглянуть на ситуацию с этой стороны, выходит, что чуть ли не в каждой из них какого-нибудь предметника недосчитаются. Скорее всего, часть школьников лишится удовольствия изучать английский язык (275 вакансий), русский язык и литературу (179 вакансий) и заниматься физкультурой (176 вакансий). Как показывает практика, в преподавателях этих предметов традиционно больше всего нуждаются столичные школы, и именно на эти вакансии претендентов найти крайне сложно. Вот как комментирует ситуацию заместитель председателя Москомобразования Виктор Пономарев: "Полностью покрыть эти вакансии не получается - такие специалисты пользуются спросом на рынке труда. И поделать с этим мы ничего не можем: если раньше существовало распределение - выпускник обязан был отработать три года там, "куда Родина пошлет", - то теперь эта система отменена. Поэтому чаще всего молодые педагоги школу рассматривают как вариант "на крайний случай", работу же ищут в коммерческих фирмах, там, где больше платят. А в школах преподают либо энтузиасты, либо те, у кого не сложилось с коммерцией. Кстати, начало - середина 90-х стали для нас "провальными" годами именно потому, что множество учителей ринулось зарабатывать в коммерческие организации. Сегодня многие из них возвращаются".
Видимо, у тех, кто возвращается с вольных коммерческих хлебов на скудную учительскую похлебку, действительно что-то "не сложилось", потому что добровольно на подобный шаг вряд ли кто решится. Судите сами: средняя учительская зарплата в столице сегодня равна 1590 руб. И это со всеми надбавками! Конечно же, в регионах люди получают в два раза меньше, но, с другой стороны, московский прожиточный минимум находится где-то у отметки 2,8 тыс. руб. Так что на учительскую зарплату жить "по минимуму" можно максимум полмесяца. Не говоря уже о том, что молодым специалистам и этого не положено: из института они выходят с 8-м разрядом и мизерной ставкой. А так как школами у нас в основном руководят дамы пред- и постпенсионного возраста, то 11-12-й разряд и среднюю зарплату выпускник получает, как правило, лет через пять. А до тех пор ходит в "молодых и неопытных".
Из инженеров в учителя
НО НЕСМОТРЯ на неуемную тягу педагогов к коммерции, детей у нас до сих пор учат, причем даже английскому языку и не только в частных школах. По словам Виктора Пономарева, возможным это становится за счет использования "дополнительных источников покрытия вакансий". Одним из них является специально созданный в "черные" годы Московский городской педагогический университет. При поступлении сюда со студентами заключается контракт, в котором черным по белому написано, что по окончании университета они пять лет обязаны трудиться в школе. Правда, чтобы жизнь не казалась страшной сказкой, на пятом курсе их отправляют работать, и вуз они заканчивают уже не с восьмым, а с 9-12-м разрядом, в зависимости от успехов (разница между 8-м и 11-м, например, почти 200 руб., для учителя - большие деньги).
Еще одну золотую жилу по добыче специалистов столичному образованию предоставили различные НИИ. Многие из них закрыли, где-то сократили штат, в других зарплата вполне сравнима с учительской, только платят ее раз в год. А московская система образования, что ни говори, - штука вполне надежная, и зарплату учителя получают регулярно. Так что бывших научных сотрудников, решивших попробовать себя в роли учителя, отправляют на год-два на курсы повышения квалификации. Здесь им преподают педагогику, и в итоге физику-химию в школе ведет вполне компетентная личность. На те же курсы, кстати, отправляют переучиваться и учителей младших классов, которые после этого становятся "русистами" и "англичанами". Только вот, честно говоря, как-то сомнительно, что за год-два можно освоить программу филфака МГУ по литературе или овладеть иностранным языком настолько хорошо, чтобы его еще и преподавать. Кстати, переквалифицировать учителей младших классов в предметников решили потому, что первоклашек становится все меньше: в этом году, например, количество ребятишек, впервые переступающих порог школы, сократится на 50 тыс. человек. Так что демографический кризис столичным учителям на руку: если не власти, то он их проблемы точно решит...
Григорий КОРНЕТОВ, проректор Университета Российской академии образования:
- Существуют две основные причины, по которым молодые учителя не стремятся устраиваться на работу в школы. Во-первых, это низкая зарплата. Даже в столице, власти которой установили различные льготы и надбавки для работников образования, учительские заработки недотягивают до уровня прожиточного минимума. А во-вторых, сегодня в обществе образовался своеобразный идеологический вакуум. Старая система ценностей рухнула, а новая так и не появилась. Отсюда резкое неприятие молодыми поколениями старых идеалов и в то же время отсутствие у них новых нравственных ориентиров. Работать в такой ситуации учителям крайне сложно. Почему не снижается популярность педвузов? До сих пор в народе ходит миф о том, что сюда легко поступить. К тому же студент сразу получает два образования: педагогическое и предметное. Даже учителя начальных классов теперь выходят со специализацией, например, "психолог-консультант". Да и вакансии в школах всегда существуют, так что, если "хлебного места" за время учебы найти не удалось, выпускник без работы все равно не останется.