Примерное время чтения: 5 минут
97

Почему не "режут" историю?

В проекте нового школьного учебного плана предусмотрено уменьшение вдвое часов на биологию и географию. Разночинный народ дружно дискутирует, хорошо это или плохо. При этом спорщики как-то забывают о главном. О том, что давно

Пора резать все

Это действительно так. Последними, впрочем, как и предыдущими, гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 1178-02) установлены совершенно неподъемные нормы учебной нагрузки школьников: от 22 часов в неделю "в началке" до 36 для старшеклассников.

Нетрудно посчитать, что вкупе с домашними заданиями, которые даются с расчетом их выполнения в пределах 1,5 часа во 2-м классе и 4-х часов - в старших, общая учебная нагрузка десяти- и одиннадцатиклассников составляет почти 60 часов в неделю. Сравните это с узаконенной КЗоТом рабочей неделей для взрослых и станет ясно, почему из каждых 10 выпускников "практически здоров" только один.

И это при том, что всем прекрасно известны требования специалистов Института возрастной физиологии Российской академии образования и НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков. Они утверждают, что все виды учебных занятий, включая факультативные, у первоклашек не должны занимать более 15 часов в неделю и никаких домашних заданий. А в старших классах предел - 25 часов при 15-недельных часах на самоподготовку.

Конечно, часов на физкультуру и спорт к этому можно было бы и добавить. Нашлись бы и учителя физвоспитания и тренеры, если поднять им зарплату до 10-12 тысяч в месяц. И денег бы хватило за счет экономии на преподавателях других предметов. И учительской безработицы не было бы, потому как половина учителей "основных" дисциплин все равно пенсионеры. И нация постепенно стала бы здоровее и физически, и морально.

"Но ведь дети при таком расписании знать ничего не будут", - скажут оппоненты. На что я как практикующий педагог с четвертьвековым стажем отвечу, что

Все равно они - неучи

Даже отличники и медалисты. Не говоря уж об остальных обладателях аттестатов зрелости. Нет, не исключено, что они и помнят, чем, к примеру, кольчатые черви отличаются от ленточных, основное свойство первообразной или приемы изображения Грибоедовым фамусовского общества. Они, наверное, знают и закон Архимеда, и что ветер дует совсем не от того, что деревья качаются. И могут выполнить тождественные преобразования или найти на карте вулкан Попокатепетль и озеро Титикака. Только цена этим школьным ЗУНам (знаниям, умениям, навыкам) в реальной жизни - большой ноль. А если принять во внимание связанные со школой издержки в здоровье, то ноль с минусом.

В некоторых, не самых отсталых, странах это понимают. Поэтому, скажем, в Израиле, для того чтобы получить аттестат зрелости, достаточно сдать всего три предмета: два языка, родной и английский, и одно Святое писание. Причем две трети выпускников не получают даже такого, по нашим меркам, совсем "убогого" документа. И не потому, что не могут. Просто здоровье дороже.

А мы, вместо того чтобы заниматься развитием способностей и укреплением здоровья ребенка, вынуждены "грузить" в неокрепшие головы ту самую знаменитую "сумму знаний, выработанных человечеством", без которой известно, кем нельзя стать. И остается в итоге "засуммированный" школьник без главного: твердо усвоенных общеинтеллектуальных и потому постоянно востребованных в жизни навыков. Ну, не умеет он, покидая школу, толком анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать. Не способен к самоконтролю и ориентированию в нестандартной ситуации. А без этого - ой как тяжело. Особенно теперь, когда система не то что "не тянет за уши", а скорее, наоборот, "утопить" норовит.

И получается, что единственное, к чему нынешние наши выпускники худо-бедно готовы, так это к продолжению учебы в вузе. И непопадание туда ребенка, особенно мальчика, становится семейной трагедией. А что вуз?

А ВУЗ и ныне там...

Все знают, что вузовские программы вступительных испытаний соответствуют школьным чисто декларативно. И не только по содержанию, но теперь и количественно. Вот этим летом Департамент образовательных программ профессионального образования Минобразования "упорядочил" перечень вступительных испытаний в зависимости от направления подготовки студента.

Дело хорошее. Теперь выпускник будет твердо знать, что если он идет в сельскохозяйственный вуз, то сдавать ему придется русский язык, биологию и химию. И не важно, что это институт декоративного цветоводства или ветеринарная академия.

Всего направлений подготовки, без учета военных и культурных, четырнадцать. Русский язык надо сдавать всегда. Биология фигурирует в восьми направлениях. Причем в четырех: медицинском, психологическом, спортивном и сельскохозяйственном обязательно. На естественнонаучном, педагогическом, технологическом и экономическом направлениях подготовки экзамен по биологии может быть на соответствующих профильных факультетах. Впереди в этом смысле только математика. Она фигурирует в 11-ти группах специальностей.

География и физика представлены в семи. Химия - в шести. А вот история уже в четырех, а литература - и вовсе в трех. А школьный курс по каким предметам урезать собираются? Вспомнили?

Так что это? Мощные пробивные способности "историко-литературного" лобби? Несогласованность действий двух департаментов министерства? Недоработка курирующего их замминистра? Или "козни" штампующих учебные пособия издательств?

Во всем этом ясно одно. Что родителям опять придется платить. Теперь - за репетиторов по усеченным предметам. Ведь в отличие от гуманитарных гимназий, упирающих как раз на нетронутые историю с литературой, школы с углубленным изучением биологии, не говоря уж о географии, во всей России можно пересчитать по пальцам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно