КРУТОЙ берег Москвы-реки. "Роскошный" вид на эстакаду Ленинградского шоссе и плотно застроенный район. На ярко-синей раздевалке - большие красные буквы: "Купаться строго запрещено!" Тут же плещутся крошечные дети, пухлые тети и целые семейства с собаками. Задаю провокационный вопрос: "Вода-то чистая?" Женщина с мокрым мальчиком на руках удивляется: "Конечно, чистая - ребенок же купается!" Железный аргумент - любой глист испугается. Неподалеку от своей машины загорают мама, папа и взрослая дочка. Еще одна попытка: "Вы не боитесь купаться? Вон написано: "Запрещено!" Отец семейства вздыхает: "Писать - пишут, но жарко так!"
Официальный пляж "Левобережный" - в пяти минутах ходьбы. Безразмерная бабушка в полотняном белье, черный от загара мужчина с синюшной наколкой, гогочущие компании - все нещадно жарятся под солнцем. Крепкий мужчина стоит по колено в воде и бросает палку таксе. В другой руке у него зажат мобильный телефон. И ведь не путает! Пахнет шашлыком. 60 руб. - и 200 г вместе с запахом - ваши. Две девушки меланхолично расставляют пластмассовые столы. Рядом еще два кафе, в одном даже бильярд стоит. А в другом сидит...
Хозяин солнца
ВСЕМ на Левобережье заправляет он - Тозлян Вилсон Альбертович - директор фирмы, с которой управа заключила договор о благоустройстве пляжа. Белая рубашка, расстегнутая до пупа, золотая цепь с огромным крестом, темные очки - настоящий пляжный барон. Мечтает устроить на берегу Москвы-реки подобие своего родного города Гагры. Вилсон Альбертович зорко следит за всем вокруг, если что - на пляже своя охрана. "Наркотики - нет, пьянство - нет, разборки - нет! Я так воспитан!" - отрезает он. Чтобы народ не забывал дорогу к пляжу, директор все время устраивает развлечения. Даже зимой. "Спецназ приезжал, головой кирпичи ломал", - гордится директор и обещает, что все это - только "предисловие". Фирма вместе с управой вынашивает разные планы: организацию платной стоянки, прокат зонтиков, лежаков, шезлонгов. "Планы планами, а песка-то мало", - придираюсь я. "Песка мало? Да я 50 "КамАЗов" этого песка насыпал! Ливень помнишь? Вот! Все смыл в реку!" - горячится Вилсон Альбертович.
Сами управы на бюджетные деньги не могут привести пляжи в порядок. У деза хватает сил только на очистку воды и дна, все остальное - за счет дружественных фирм. Жителям достается благоустроенный пляж, управе - благодарность жителей и начальства, а фирме - прибыль с кафе и лодочных станций.
Поиски чистой воды
ПОСМОТРИМ, что там у нас на юге. К сожалению, пока только Москвы... В Южном округе купаться негде. Зоны отдыха "Борисовские пруды" и "Битца" купальщиков не ждут - только "загоральщиков": уже несколько лет кишечная палочка держит оборону, не давая санэпиднадзору объявить воду чистой. Двинемся на юго-восток, в Косино. Индустриальный пейзаж, невдалеке опора ЛЭП, название "городской пляж" напрашивается само. Песка почти нет, зато урны - повсюду. Работники водной станции веселятся: "Вода хорошая. Мы и сами купаемся. Правда, в... водолазных костюмах". Маленьким детям раздолье: озеро мелкое, дно песчаное, а на берегу еще и детская площадка.
За микробами в городских водоемах пристально следит санэпиднадзор: раз в неделю берут пробы по берегам и с середины водоема. Если купаться в запрещенных местах, заразиться можно разным. Выбирайте: сальмонеллез, дизентерия, брюшной тиф. Есть еще церкариоз, или "зуд купальщика", когда в кожу человека проникают личинки глистов. Живут эти неприятности в озерах, прудах, где обитают утки, чайки и улитки. Если вы искупались в подозрительном водоеме, обязательно разотрите кожу жестким полотенцем. Поплохело - сразу к врачу.
Вымпел в горошек
В ВЫХОДНЫЕ на воде царит такое же оживленное движение, как на улицах. Со зверской скоростью носятся гидроциклы, катера, лыжники. Само собой, где движение, там и ГАИ, точнее, инспекция маломерных судов. Правила те же: любое судно регистрируется, проходит техосмотр. Дети до 16 лет не допускаются до управления. Если мальчишки катаются на катамаране без родителей, у станции могут отобрать право на прокат, а то и закрыть. За нарушителями гоняются патрульные группы на катерах. Догонят лихача на скутере, берут штраф - один минимальный оклад. "Но это разве деньги? Он их отдает с улыбкой и говорит: "Еще и завтра приду кататься!" - жалуется начальник инспекции Владимир Шевчук. Спортсмены на байдарках или яхтах тоже нарушают: слишком близко к берегу подплывают.
И за прокатными станциями глаз да глаз. Например, в "Рублево" уже три раза за лето посылали инспекторов. Не было буйков, сигнальных мачт, спасательных кругов, даже медицинского поста в день проверки не было. А еще работники должны вывешивать таблички: температура воды, направление ветра, схема пляжа.
На "Левобережном" на флагштоке висит желтая тряпочка в черный горошек. "Это инспектора по малым судам велели повесить. Сказали: желтый флаг, черный круг. Но нашли только такое", - объяснили на пляже. В инспекции возмутились: "Во-первых, у нас не флаг, а вымпел. А во-вторых, он белый, с розой ветров и якорем!" После совместных поисков истины мы ее нашли. Имелось в виду правило: когда штиль и можно купаться, вешают желтый флаг, когда нельзя - черный шар...
И еще одна проблема. На столичных пляжах кафе есть, туалеты попадаются. Но... красоты хочется! Пока все украшение пляжей - свежевыкрашенные урны и раздевалки. Хоть бы скульптуры какие-нибудь поставили: лисятки-оленятки - все повеселее будет... Как на Западе, на том же Женевском озере. И жирафы из цветов, и горки для малышни. И все на территории города. По словам Елены Ткач, замначальника управления комплексного благоустройства Москвы, программу архитектурного украшения пляжей пытались внедрить несколько раз, но результат один: денег нет. Правительство Москвы должно выступить социальным заказчиком подобной программы, тогда и деньги найдутся, и рабочие, и материалы, как это было с программой благоустройства дворов. "Архитектура пляжей? Насколько я знаю, этим никто не занимался", - ответил мне кратко заместитель председателя Москомархитектуры Ростислав Горбанев. Но разве это не городская территория?..
НАША СПРАВКА
Санэпиднадзор разрешил купаться и загорать в 13 из 17 городских зонах отдыха: Рублево, Мещерская, Серебряный Бор-2, Серебряный Бор-3, Химки-2, Водное Динамо, Академические пруды, Левобережный, Озеро Белое, Тропарево; в Зеленограде - Центральный городской пруд, Черное озеро, 10-й микрорайон. За пределами Москвы разрешено купаться в пяти пригородных зонах отдыха: на Клязьминском водохранилище - "Горки", "Троицкое", "Хлебниково" и "Бухта Радости" (за которую отвечает управа "Тверское") и "Трусово" - на Истринском водохранилище.
МАССОВОЕ купание в открытых водоемах в Москве началось только после Первой мировой войны. Хотя знаменитая купальня на территории Нескучного сада была построена в конце XVIII - начале XIX в. Алексей Орлов для развлечения своих гостей разбил английский парк, построил массу павильонов, в том числе купальню на берегу пруда. Гости переодевались в купальне и в специальной одежде окунались в пруд.
Лето 1907 г. "Старик Терлецкий выделил сыну часть своего имения, так называемое Новое Гиреево... Девственный лес начал беспардонно оскверняться клочками грязной газетной бумаги, пустыми консервными банками, яичной скорлупой, битыми бутылками и прочими следами человеческой "культуры". Огромные задумчивые пруды, которые были некогда выкопаны пленными турками, были разбужены беспрерывным визгом купающихся и пьяными песнями катающихся на лодках". (Из воспоминаний Ю. Бахрушина)