ВЫСТАВКИ в Государственной думе - это дело государственной важности. И вот почему. От того, что окружает депутатов на рабочем месте, зависит, что они говорят, а от того, что они потом говорят, не всегда зависит, что они потом делают, зато почти всегда зависит то, как мы живем...
В ПЕРЕХОДЕ между старым и новым зданием Думы развернута объемная фотовыставка "Чеченская Республика. Этап возрождения". Оговорюсь сразу: из 450 депутатов новой Думы от силы 12 побывали за время своего депутатства в Чечне. В этой связи трудно переоценить значение документальной экспозиции, ознакомившись с которой, представители народа по-новому сформируют свое отношение к происходящему.
Экспозицию открывают 12 фотографий с войны. Правда, пейзажей стертого до земли города вы здесь не увидите. Снимков из Грозного всего три. Первый - "На родной улице" - запечатлел мальчика на развалинах. Далее следуют ракета, вонзившаяся в асфальт, и мама с дочкой, стоящие в проеме разрушенного дома ("Все, что осталось"). Затем объектив фотографов стыдливо переезжает в "палаточный городок в станице Знаменской", где, судя по всему, не так плохи дела: люди в палатке вполне комфортно смотрят телевизор под чай с пирожками, счастливые дети носят в руках свежие буханки ("Хлеб")... Несколько портят общую оптимистичную картину снимки горящих нефтяных скважин. Но поскольку столб огня полыхает в безлюдном пустынном пространстве, становится не так уж страшно...
Названия следующих тридцати фотографий говорят сами за себя. "Свежий номер" (мужчины в ушанках радостно расхватывают с прилавка свежий оттиск "Искры" - простите, оговорилась, "Труда"), "Без войны" (мама с ребенком и бабушка смело смотрят в глаза зрителю), "Снова за партой" (дети в возрасте за тридцать за партами, учительница ходит меж рядов, проверяя тетрадки, - точно как на правдинских репортажах периода ликвидации безграмотности), "Мирный Новый год" (не пойму, в каком году и где снято то, как веселые девушки вешают шарики на елку, - вряд ли повернется язык назвать встречу 2000 г. в Чечне мирной), "Дети Гудермеса" (веселая ватага мальчишек, один счастливее другого, на фоне пустого футбольного поля)...
Мощными мазками рисуют фотографы светлую картину возрождения мятежной республики. Один за другим проходят перед глазами зрителя поистине ренессансные образы восстановления автодороги и грозненского ж/д вокзала со строгим, но справедливым начальником и веселыми, но трудолюбивыми работницами в желтых жилетах. Внимательные руководители то тут, то там встречаются с народом - фотография от фотографии все более улыбающимся. Радостные плиточницы выкладывают дом, заботливая швея прострачивает бабушке платье в доме быта, рабочие в желтых касках напряженно изучают план "восстановительных работ "Энергосети", что держит в руках усталый, но счастливый прораб. Геодезист, прищурившись у измерительного прибора, встречает колонну новеньких экскаваторов...
Постепенно экспозиция переходит от скрытых к открытым формам социалистического реализма: и перед нами документальная фотография "Пляски на берегу Терека" (девушка с кувшином и джигит - в национальных костюмах). Портрет народного художника Чечни А. Асуханова, рисующего глубоко народный зимний пейзаж с березками, а также вереница снимков с названиями "Первая пашня", "Добрые всходы", "Урожай 2000 года" (по-лысенковски огромные колосья пшеницы в натруженных ладонях) и т. п.
Как вы, наверное, догадались, третью часть выставки составляют фотографии Владимира Владимировича Путина на параде в Грозном 21 февраля 2000 г. Эстетика съемки знакома советскому человеку с детства: развевающиеся стяги, внимательный взгляд генсека с трибуны. Не помню, чтобы кто-нибудь из них фотографировался в роли летчика за штурвалом самолета. Так что в определенном смысле это большой шаг вперед. Смотрят депутаты и радуются: и в Грозном все спокойно, и страна под крепким крылом...