Опаздывали с мужем на днях в театр, еле-еле успели, а спектакль задержали на пятнадцать минут. Кто-то из зрителей объяснил задержку тем, что, мол, пока артисты все стены около сцены не перецелуют, занавес не откроется. Актеры, что, правда все такие суеверные или наш сосед пошутил?
Е. С е м ч е н к о
ВЕЛИКИЙ Евгений Евстигнеев, по воспоминаниям коллег, перед выходом на сцену обязательно дотрагивался до всех попадавшихся ему на пути предметов. Сегодня этим "грешит" Александр Збруев, который перед премьерой или ответственным спектаклем "все деревяшки в театре обстучит".
Другой важной приметой у актеров считается пустое ведро. По словам ведущего танцовщика Большого театра Николая Цискаридзе, пустых ведер он боится в театре больше всего: "Если за кулисами встретится уборщица с пустым ведром - считай, спектакль провален". И наоборот, полное ведро, "пусть даже помоев", сулит удачу. Так, по крайней мере, считает вдова знаменитого Александра Вертинского Лидия Владимировна, тоже актриса, которая верит и в другие приметы: "Если по тебе ползет паучок - это к известию. Левый глаз чешется - к добру. А правый - к слезам". Дочь Лидии Владимировны актриса Марианна Вертинская - тоже человек суеверный: "Если мне приходится с полпути возвращаться домой, я обязательно смотрюсь в зеркало".
Актер МХАТа им. Чехова Игорь Верник однажды, стоя в кулисах перед спектаклем "Иванов", уронил текст пьесы. "Как и принято в таких случаях, я тут же сел на него. Чем вызвал недоумение стоящего рядом Иннокентия Михайловича Смоктуновского, который, глядя на меня, сказал: "Надо не суеверить, а верить". Некоторые актеры не только садятся на упавший текст пьесы (при этом не дай Бог, если кто-нибудь из расторопных товарищей поднимет пьесу за вас), но и, сев, вспоминают пятерых своих лысых знакомых.
Если по ходу спектакля кто-нибудь из действующих лиц теряет пуговицу, его действия строго регламентированы: выбежать за кулисы, позвать костюмера и, пока он будет пришивать оторванную часть туалета, держать во рту нитку. Иначе роль будет забыта или вообще провалена. А еще в театре ни в коем случае нельзя грызть семечки (сборов не будет), свистеть (по этой же причине) и поворачиваться к сцене спиной (она может обидеться).
Один из самых любимых актерских ритуалов - посылать друг друга перед премьерой к черту. Почему эта традиция столь любима? Да потому что хотя бы в премьерный день можно высказать руководству все свои чувства, не боясь последующих репрессий. Правда, при этом надо быть готовым и самому быть посланным по известному адресу.
Самой распространенной в театральном и киношном мире приметой является страх сглазить намечающийся проект. Поэтому почти никто из актеров и режиссеров не любит рассказывать о своих планах. "Преждевременное торжество, - считает Сергей Жигунов, - всегда бывает наказано. Когда я все-таки говорю о своих планах, то потом обязательно плюю три раза".
Кроме многочисленных примет верят наши любимцы и в вещие сны. Татьяне Васильевой, например, они снятся так часто, что она их даже боится. Один из разгаданных актрисой знаков - мутная вода: "Если я во сне плаваю в мутной воде, значит, скоро заболею". А Лидии Вертинской сразу после смерти мужа приснился такой сон: "Снится мне, что я провожаю его на вокзале и Александр Николаевич говорит мне: "Смотри, не забудь - у меня пятый вагон, шестое место". На следующий день я пошла получать пропуск на Новодевичье кладбище, где похоронен Александр Николаевич. В пропуске было отмечено: 5-й участок, 6-е место".
Для того чтобы лучше и увереннее чувствовать себя на сцене, кумиры обзаводятся талисманами. У старейшего актера Театра им. Моссовета Бориса Иванова таким талисманом является красивый перстень: инталия, оправленная в золото точно по образцу римских колец. Актер не снимает перстень ни в жизни, ни на сцене, независимо от того, какую роль он играет. Борис Владимирович вообще знает толк в драгоценностях, но при этом они для него больше, чем просто украшения. Например, купленное в Индии серебряное кольцо с сапфиром актер старается не носить, так как оно, по его словам, приносит несчастье.
Певица Тамара Гвердцители в качестве талисмана всюду возит с собой фигурку клоуна. "Я верю в символы, - говорит Тамара, - и считаю, что вся жизнь - это символ. Мой маленький клоун одет, как артист. Правда, раньше он был шатен, а теперь стал почти седой. Мне его подарил сын Сандро, который говорит, что мой талисман такой же сумасшедший, как и его мама".
Актриса Лариса Лужина всегда носит с собой две иконки - Иверской Божьей Матери и святой Ларисы. Она считает, что, если при ней не будет этих икон, случится что-нибудь страшное. Еще одним талисманом Лужиной является маленький оберег в форме лягушки.
Отдельная история - фильмы и спектакли, в которых актерам приходится умирать. Лия Ахеджакова никогда не играла смерти, потому что считает, что "роли материализуются в жизни актеров. Если подробно, талантливо сыграть уход из жизни - беда. Так умер Анатолий Папанов после "Холодного лета 53-го...". Так случилось с Иннокентием Смоктуновским после съемок в "Вине из одуванчиков". Гениально сыграл уход из жизни - и ушел".
Александр Михайлов, начав играть в Малом театре роль Грозного в спектакле "Смерть Иоанна Грозного", стал неважно себя чувствовать. Ознакомившись с историческими документами о русском царе, актер заметил странную закономерность - все исполнители роли Грозного умирали вскоре после премьеры. Когда Михайлов обратился к художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину с просьбой убрать из названия спектакля слово "смерть", Юрий Мефодьевич решил, что просьба актера вызвана его богатым воображением, и оставил название без изменений. Однако через несколько дней после премьеры по дороге домой у Михайлова пошла горлом кровь, а еще через какое-то время он снова попал в больницу с резкими болями в желудке. После выздоровления знаменитого артиста название спектакля изменили, и сегодня на афише он обозначен просто как "Царь Иоанн Грозный".
Сергей ЮРСКИЙ: Как всякий актер, я суеверен, но пытаюсь постепенно от этого освободиться. Сегодня вообще суеверию и зазеркалью придают слишком много значения, и на этой почве люди даже сходят с ума. На мой взгляд, единственное спасение от сатанизма, окружающего нас, - это религия.
Андрис ЛИЕПА: Раньше я был очень суеверен: боялся переходить дорогу после черной кошки, пустое ведро в театре казалось мне концом света. Но потом пришел к Богу и на вопрос о суеверии могу ответить пословицей: "Кто верит в приметы, тот не верит в Бога". А во-вторых, чем больше примет ты узнаешь, тем больше начинаешь от них зависеть. К тому же мысли о плохом материализуются.
Вера ВАСИЛЬЕВА: Я суеверна. Считаю, например, что нельзя одновременно репетировать две роли. Потому что каждая роль - мой новый возлюбленный. И когда я берусь сразу за несколько ролей, это напоминает измену, и из этого ничего хорошего не получится.