Мельком увидел по ТВ пресс-конференцию фирмы "НАФТА МОСКВА". Неужели власти столицы решили по-крупному заняться нефтяным бизнесом, стать коллективными олигархами вроде Березовского и Алекперова? Объясните, грозит ли появление новой нефтяной империи очередным переделом рынка и ростом цен на бензин?
А. К о р н е е в, Московская обл.
СПЕШИМ успокоить читателя - ни о каком "кровавом переделе" рынка или вздувании цен на горючее речи не идет. Скорее наоборот - инвестиционные проекты компании "НАФТА МОСКВА", о которых шла речь на упомянутой пресс-конференции, должны сделать ситуацию на рынке нефтепродуктов более благоприятной для потребителя.
Для справки. ОАО "НАФТА МОСКВА" - крупнейший российский экспортер нефти. Контрольный пакет акций ОАО принадлежит не правительству Москвы (как решил наш читатель, очевидно, исходя из названия компании), а "Союзпромтрансу" и "Сургутнефтегазу". Эти предприятия вот уже несколько лет выступают как стратегические партнеры на отечественном рынке. 5% привилегированных акций ОАО владеет Российский фонд имущества, остальные 95% находятся в собственности юридических и физических лиц.
"Черное золото" растет в цене
В ПРОШЛОМ году компания заметно улучшила свои показатели. Потери от августовского кризиса 1998 г. удалось восполнить за счет благоприятной ситуации на мировом рынке. Благодаря резкому взлету цен на "черное золото" внешнеторговый оборот "НАФТА МОСКВА" вырос с 1826,4 млн. долл. в 1998 г. до 2402 млн. долл. в 1999 г.
Сегодня компания рассчитывает еще больше укрепить свои позиции на отечественном рынке. На той же пресс-конференции ее руководство объявило о запуске ряда крупных инвестиционных проектов. По словам генерального директора компании В. Валуева, речь в первую очередь идет об освоении новых месторождений, геологоразведке и переработке нефтепродуктов.
Первым масштабным проектом, который уже приносит акционерам компании реальные дивиденды, стало участие ОАО "НАФТА МОСКВА" в освоении месторождений в Ульяновской области. В прошлом году дочернее ЗАО "Нафта-Ульяновск" добыло более 87 тыс. тонн нефти и планирует еще увеличить объемы добычи.
Но все-таки самым заметным событием последних месяцев стало приобретение контрольного пакета акций старейшего нефтедобывающего предприятия Западной Сибири - ОАО "Варьеганнефть". Сейчас под управлением "НАФТА МОСКВА" находится 70% акций этого предприятия. В разработку Варьеганского месторождения компания вкладывает 50 млн. долл.
Чем грешат конкуренты
"ВАРЬЕГАННЕФТЬ", - безусловно, лакомый кусочек. Несмотря на то что месторождение находится на последней - четвертой - стадии разработки, здесь сохраняется высокий уровень добычи. Остаточные запасы нефти эксперты оценивают в 40 млн. тонн. Вкладывая деньги в Варьегу, "НАФТА МОСКВА" планирует стабильно добывать около 1,4 млн. тонн сырья в год. Кроме того, "Варьеганнефть" владеет лицензиями на разведку и разработку еще двух перспективных участков - Ново-Аганского и Калинового.
Впрочем, в истории с покупкой "Варьеганнефти" не все прошло гладко. Одновременно с "НАФТА МОСКВА" к этому заманчивому предприятию присматривалась "Группа Альянс", которой до своей трагической гибели в авиакатастрофе руководил известный бизнесмен Зия Бажаев. Руководство двух компаний - "НАФТА МОСКВА" и "Варьеганнефть" - недавно распространило специальное заявление о "методах недобросовестной конкуренции" со стороны этой группы, которой, кстати, принадлежат 17% акций ОАО "Варьеганнефть". Дело доходило до прямых угроз в адрес руководства акционерного общества, так что его генеральный директор Леонид Захаров был вынужден неоднократно обращаться за помощью в правоохранительные органы.
Этот неприятный инцидент наложил свой отпечаток на начало совместной работы "НАФТА МОСКВА" и "Варьеганнефти". Впрочем, руководство обеих компаний уверяет, что конфликт с конкурентами, которые, похоже, не оставляют попыток заполучить контроль над выгодным бизнесом, вполне разрешим "в рамках правового поля".
И, наконец, новость, которая непосредственно затрагивает российских автолюбителей. Стало известно, что "НАФТА МОСКВА" планирует строительство сети современных бензозаправок в Центральной России. На сегодняшний день компания уже владеет рядом автозаправочных комплексов в Московской и Калужской областях. По данным экспертов, объем продаж на них в последнее время возрастает, что дает основания говорить о перспективности нового проекта.