АВТОРОВ этого красочного безобразия часто называют хулиганами и даже вандалами. Война с неофициальным уличным искусством ведется не первое десятилетие, но размашистые надписи и рисунки словно по волшебству снова возникают на свежевыкрашенных городских заборах, электричках и фасадах зданий. Хотим мы, мирные, законопослушные горожане, этого или нет, граффити стало визитной карточкой почти каждого мегаполиса. Альтернативный "стрит-арт" постепенно наводняет и Москву.
ГРАФФИТИ в современном понимании родилось в американском городе Филадельфия в конце 60-х. Сперва это были неприличные надписи либо пропагандистские политические слоганы, оставляемые на стенах местной андеграундной тусовкой. Переместившись в середине 70-х в нью-йоркскую подземку, граффити приобрело более яркие и осмысленные, часто агрессивные графические формы, чем обратило на себя внимание властей и обывателей. В 1989 г. местный муниципалитет запретил граффити в метро и на улицах, но анархичный стрит-арт уже прочно утвердился не только в американских, но и в большинстве европейских, азиатских и даже австралийских мегаполисов. Помимо Нью-Йорка и Лос-Анджелеса мировыми центрами граффити сегодня считаются Лондон, Амстердам и Мадрид. Интересно, что через несколько лет ожидает нас?..
Стиль жизни
ОДНА из многочисленных строек Третьего транспортного кольца неподалеку от Кутузовского проспекта. Уродливые сваи, насыпи и свалки... Основные почитатели таланта "юных художников", уже несколько месяцев разрисовывающих здесь серую шумозащитную стенку, - местные рабочие. Свои настоящие имена мои новые знакомые называют неохотно. Уличное искусство анонимно, поэтому граффитчики всегда выступают под "никами" - кличками. На всех троих широкие, приспущенные в рэпперском стиле штаны, модные кеды на толстой подошве и тяжелые рюкзаки, набитые новыми баллончиками с краской. 22-летний Сэйм, он же Дима, учится на инженера-технолога в МИИТе, подрабатывает переводами, увлекается скейтбордом и книжками в стиле фэнтези. Вместе с приятелями, 19-летним Поусом (он же Олег, будущий дизайнер) и 18-летним Трамом (он же Илья), он "болеет" граффити уже несколько лет. Начинали с того, что, подобно тысячам других подростков, выводили несмываемыми маркерами на гаражах свои имена. Но постепенно стали просыпаться азарт, желание совершенствоваться, придумывать новое и "бомбить" как можно больше бесхозных стен. "Со временем граффити становится стилем жизни," - многозначительно добавляет Дима, придирчиво разглядывая последнее произведение своей команды - абстрактный рисунок, в центре которого огромные, причудливо переплетенные английские буквы.
Певцы гаражей
ГРАФФИТИ появились в заброшенных московских дворах в начале 90-х, и авторство принадлежало альтернативно продвинутой молодежи, в основном поклонникам рэпа и хип-хопа. С каждым днем стрит-арт все больше входит в нашем городе в моду. Недавно открылась даже школа настенной росписи под руководством некоего Баскета, одного из старейших столичных граффитчиков. Уличным рисованием обычно увлекаются модные тинейджеры от 13 лет и старше, студенты, преимущественно гуманитарных вузов. Как и любая более-менее закрытая тусовка, граффитчики общаются на специфическом жаргоне, заимствованном главным образом из нью-йоркского уличного сленга. Например, себя они называют исключительно райтерами (от английского "write" - "писать"), свои произведения - "писами" (от англ. "piece" - "кусок"), подчеркивая временность и фрагментарность уличного искусства. "Бомбить" - означает на скорую руку разукрасить пустую стену, увековечив там название своей команды, кличку или какой-нибудь слоган. Трудятся райтеры обычно группами от 3 до 15 чел., между которыми существует негласная конкуренция, так как признание в своей тусовке для граффитчиков значительно важнее, чем восторги широкой публики. На сегодняшний день в Москве существует около двадцати граффити-команд, "жертвами" которых становятся длинные заводские заборы, гаражи и поезда, простаивающие в депо.
Как и подобает модному увлечению, граффити - удовольствие недешевое. Как ни странно, заборные живописцы трепетно относятся к качеству своих "творений" и пользуются дорогой (один баллончик стоит около 50 руб.) импортной краской-спреем. (Кстати, смыть ее практически невозможно.) На один рисунок уходит до 10 баллончиков краски, и процесс занимает от пары часов до нескольких дней в зависимости от погоды, близости милиции и сложности замысла. Свои работы столичные граффитчики пока оценивают довольно скромно. "Сейчас граффити в Москве находится на уровне Нью-Йорка начала 80-х, - объясняет Дима-Сэйм, - и до Европы нам еще далеко. Сюжетных рисунков мало, в основном зашифрованные слова. Но качество постоянно совершенствуется, и скоро, возможно, появится уже чисто московский стиль". Лучшие, по оценкам знатоков, московские граффити можно найти неподалеку от метро "Войковская", "Октябрьская", в одном из дворов по соседству с улицей Дм. Ульянова, рядом с Консерваторией, а также на поездах в депо подмосковной станции Перерва.
Промзону - в цвета радуги!
ДОЛГОЖДАННЫЙ вопрос: зачем? Граффитчики - люди, как правило, неамбициозные, о крутых артистических карьерах и официальном признании своего творчества не мечтающие. Проблемы с милицией у них тоже не редкость. Моих собеседников, например, не раз ловили на месте преступления и заставляли платить штрафы, а один из них несколько раз попадал в детскую комнату милиции. "Для нас это хобби и одновременно желание изменить мир прямо сейчас, - утверждают художники гаражей и заборов, - добавить в него красок, жизни и бросить скучным людям вызов. Мы хотим популяризировать в Москве граффити, потому что городу оно пойдет только на пользу - столько безликих, серых стен... И никакие мы не разбойники, памятники не портим и никогда не рисуем на граните или мраморе".
Можно долго спорить о том, является граффити искусством или дерзким уличным хулиганством. Можно серьезно (и, как показывает опыт, безуспешно) бороться с псевдохудожниками, как это делают в некоторых столицах, а можно... попытаться извлечь из стихийного стрит-арта пользу, направив, пока не поздно, энергию райтеров в нужное для города русло. Безусловно, граффити не место в центре, исторических районах, на стенах жилых домов и проч. Но в нашем громадном городе есть масса некрасивых, неухоженных, мертвых в отношении цвета районов (промзоны и т. п.), которые действительно не помешало бы "оживить" красками. Граффити - форма самовыражения поколения, контролировать которую, наверное, так же сложно, как образ мышления, музыку, которую слушают молодые, или стиль одежды. Но многие граффитчики, несмотря на отсутствие амбиций и анархические настроения, признаются, что были бы рады, если бы их работы воспринимали не только как порчу госимущества.
Мария КАМЕНЕЦ, психолог:
- ХУЛИГАНСКИЕ надписи на стенах - прежде всего проявление низкого уровня культуры, размытого представления о нравственных нормах. Но если взглянуть глубже, это еще и форма самоутверждения, потребность снять стресс, выплеснуть какие-то переживания или накопившуюся агрессию. Для подростков это вызов, протест против всех существующих табу. Для людей зрелых - своеобразная форма творчества, может быть, единственная возможность самореализоваться. Уровень стресса, обилие информации, в том числе и негативной, и социальная напряженность в больших городах немедленно "выливается" на стены домов, в подъезды и лифты.