ЗИМОЙ наш любимый город безнадежно сер. Серое небо над головой, все серые, несмотря на разный цвет, машины, забрызганные грязью, даже снег под ногами серый... Но весна берет свое: уже появляется солнце и в город возвращаются краски.
Трубы закрывают перспективу
У КАЖДОГО города есть свой цвет. К примеру, если смотреть на Рим с высоты птичьего полета или с крыши собора святого Петра (что одно и то же), он - песочного цвета, цвета старого камня. А если не "взмывать" так высоко и просто смотреть в окно поезда, когда едешь, к примеру, по маленькой Финляндии, свой цвет будет у каждой крошечной деревушки. Сердцу весело, когда видишь: одна - бордовая, другая - оливковая, третья - зеленая... Говорят, когда приходит пора перекрашивать, жители собираются вместе и обсуждают: в какой цвет? Москве до этого далеко.
По-научному это называется визуальная среда города. Благодаря ей каждый человек определенным образом воспринимает окружающую действительность. Вспомните свои ощущения: как только попадаешь, к примеру, в промышленный район, внутренне "скукоживаешься", становится даже труднее дышать. Не только оттого, что воздух здесь хуже, чем в какой-нибудь парковой зоне. На человека "давят" серые огромные коробки заводских гигантов, трубы, ТЭЦ и прочие промышленные комплексы. Возьмите шоссе Энтузиастов, промышленные застройки района Капотни, Каширского шоссе... Медики говорят, что, если бы человека окружали одни серые, черные или другие только мрачные цвета, продолжительность его жизни сократилась бы в 2 раза, и эти годы он провел бы в депрессии и болезнях, ею вызываемых.
Недавно городской Центр видеоэкологии провел очень интересное исследование: у москвичей спрашивали, с каким цветом ассоциируется у них конкретный район города. Оказалось, что исторический центр - с зеленым цветом. Это понятно: там, пожалуй, больше, чем где-либо, городские озеленители стараются сберечь каждое дерево, на газонах всегда трава, на клумбах - цветы. А вот Арбат почти у всех - сиреневый. И это тоже естественно - тут явная заслуга Булата Шалвовича Окуджавы: кусочек города, воспетый в стольких романтичных песнях, по-другому видеться, наверное, и не может. А вот изучая цветовое восприятие спальных районов, ученые сделали сенсационное открытие. Казалось бы, еще с советских времен на окраинах города строили светлые, в основном белого цвета дома, в градостроительстве даже термин был: архитектура "белая лебедь". Сегодня в новостройках тоже стараются вовсю разнообразить цветовое решение жилищных массивов: в Митино стоят новые дома белого цвета с голубым и красным, в Медведково - желто-голубые, в Алтуфьево - салатовые. А у участников опроса все новостройки вызывали ассоциации с... серым и черным цветами. Значит, КРАСОК НА ОКРАИНАХ КАТАСТРОФИЧЕСКИ МАЛО!
Пора город раскрашивать
ЕСТЬ в череде Канарских островов один под названием Лансароте. Вместо почвы на нем серая вулканическая порода, примерно как асфальт в Москве - ни дерева не растет, ни травинки. Жители острова, чтобы в буквальном смысле не сойти с ума, красили все вокруг в разноцветные краски, отдавая предпочтение, конечно же, зеленому. Если фасад дома красили в желтый, то дверь и рамы окон - в зеленый. Зелеными были стены внутри дома, потолок и т. д. Так человек - сам часть природы - "добирал" необходимую для жизни цветовую гамму, психологический комфорт. И не одни канарцы такие: в Португалии, Испании, во многих других странах выкладывают улицы или разноцветной брусчаткой, или плитками, похожими на изразцы. Мостовая под ногами становится радостной - желто-синей, зеленой, всех цветов радуги. Я не говорю уже о разноцветных тентах уличных кафе! Как считает директор Центра видеоэкологии Василий Филин, цвет - это самый дешевый способ улучшить, изменить окружающую действительность. А вы видели в Москве РАЗНОЦВЕТНЫЙ АСФАЛЬТ?
Единственная цветовая проблема, решенная в столице, - это фасады в центре города. Сейчас начинается их ремонт и покраска. Гранитные - помоют, "отпескоструят", оштукатуренные - сначала "простукают", чтобы от них отвалилось все, что должно отвалиться. И только потом станут красить. И не абы как. У каждого московского здания есть "колерный паспорт". Там оговорены все цвета и оттенки, чтобы никакой самодеятельности. А у исторических - в особенности. Казаковские корпуса старого университета на Моховой никогда не покрасят зеленым - он светло-желтый с белым с XVIII века. Так же как Елоховский собор - бело-голубой, Новодевичий монастырь - красный с белым. Да и здание "Аргументов и фактов" - особняк XVIII века, дом купца Барышникова - по "колерному паспорту" желтый с белыми колоннами, и никакой другой. За восстановлением исторической цветовой гаммы московские власти очень следят, блюдут ее самым строгим образом.
Около старых исторических зданий чувствуешь себя уютно и защищенно, глаз радуется цветовому пятну. Но есть в Москве здания, с которыми город уж и не знает, как теперь быть. Коробка с тысячью окон расположилась рядом с Кремлем - гостиница "Россия". Знатоки считают, что она быстро утомляет, когда находишься рядом, здание агрессивно - из-за обилия в нем острых углов. Хотя - коробка покрашена в белый цвет, должна "парить". А "Интурист" в начале Тверской? Мрачная стекляшка, нависающая над "Националем"... Когда построили Калининский проспект, его метко прозвали в народе "вставная челюсть старушки-Москвы". Сейчас еще масса по городу таких "челюстей" разбросана: приземистые, серые, независимо от цвета - безликие. Многие из них, кстати, были в проекте выше, прямее, стройнее. Старые архитекторы приводят такое объяснение, почему "в жизни" построили совсем не то: вышел негласный приказ - не выше кремлевских звезд...
Голубые надоели
ЦВЕТ Москвы определяют не только здания, но и то, что постоянно мелькает перед глазами, а именно - наземный и подземный транспорт: электрички метро, троллейбусы, трамваи, автобусы. Красива московская подземка, но не хватает ей одной "мелочи". На всем цивилизованном Западе вагоны выкрашены в те же цвета, что и линии на схеме. Цвет, он ведь может и соответствующую информацию нести. Если пассажир делает переход, к примеру, с зеленой на оранжевую линию, то он ни за что не сядет в "голубой вагон". А у нас ВСЕ ВАГОНЫ ОДИНАКОВЫЕ - БОЛЬНИЧНО-ГОЛУБЫЕ. Шахты эскалаторов безлико-серые. А между прочим, в 1935 г., когда московское метро только заработало, составы ходили желто-красного цвета. Это был для пассажиров знак тревоги, повышенной опасности нового транспортного средства. Но за три года народ попривык, и вагоны выкрасили в голубой.
Почти та же история была и с наземным транспортом: старые москвичи помнят красные звенящие трамваи, желтые пузатые автобусы. Автобусы, кстати, в большинстве своем так грязно-желтыми и остались. А вот троллейбусы начали перекрашивать: на Цветном бульваре ходят белые и опять же голубые, на Олимпийском проспекте - зеленые. Трамваи, к примеру, у Белорусского вокзала встречаются ярко-желтые. Правда, какого цвета общественный транспорт, порой уяснить трудно даже вблизи: все бока залеплены разноцветной рекламой. Иногда даже рекламщики целиком красят транспортное средство в свой "фирменный" цвет. Но понять, что рекламирует проезжающий мимо троллейбус, тоже порой непросто. Наверное, не знакомы многие рекламисты с правилами видеоэкологии: хуже всего "читаются" в городских условиях белые буквы на черном фоне, а лучше - черные на желтом. Как желтые такси в черную шашечку - их издалека "глаз цепляет"...