ОН СЧИТАЛ себя хозяином железнодорожной платформы в Западном Бирюлеве. Рядом с ней было его летнее логово. Ему грели сердце дубленка со следами крови, яркая брошюрка любовного романа, взятая у изнасилованной женщины, и фоноскоп, снятый с убитого врача... Но однажды пришли оперативники и забрали его добычу - 200 самых разных предметов, которые Иван Продан хранил как память о своих 58 преступлениях - убийствах, изнасилованиях, грабежах.
Ночью он выходил на охоту - или на заработки, так будет точнее. Нападал на тех, кто заведомо не смог бы оказать сопротивление, - женщины, старики, пьяные и подростки. Подходил сзади, бил по голове тяжелым предметом, который подбирал здесь же, на месте. Потом грабил, забирал все подчистую. Нужна была женщина - насиловал. Тех, кто пробовал сопротивляться, убивал.
Ирина К., кассир Московского аэровокзала, быстро шла по платформе, торопилась домой. Продан подобрал с земли железный уголок и ударил ее сзади по голове. Женщина упала лицом вниз. Он забрал вещи и деньги, а ее сбросил в овраг. Она была еще жива... (На следующий день женщину нашли, а еще через месяц она умерла в больнице, не приходя в сознание.) Через час по той же платформе проходил пожилой, хорошо одетый мужчина, детский врач К. Он был убит тем же уголком, что и Ирина. Несколько раз Иван Продан бил камнем по лицу 23-летнюю Эрмину А. Она потеряла сознание, он снял дорогую шубу, брюки... Но слишком близко проехала машина, и он решил, что лучше уйти.
Но, в общем, Иван и не думал скрываться. Он рассказывает, что после убийства женщины-бухгалтера ему досталась сумка, которая была набита пачками денег. Сколько, никто уже теперь не узнает. С этой сумкой он вышел голосовать на шоссе. Остановилась милицейская машина. Он сел. В это время по рации передали, что обнаружили труп убитого им человека. Милиционеры потребовали открыть сумку... Ивана высадили около леса, дали два пинка в живот и две сотни на проезд. Больше он тех милиционеров не видел. Хотя неоднократно его останавливали другие, смотрели на регистрацию, грозились отнять документы, но за 100 руб. оставляли в покое.
Задержали его 3 апреля сотрудники ОВД "Видное". Одна потерпевшая, хоть и не запомнила лица нападавшего, но заметила, что на одной руке у него нет мизинца. По этой примете Ивана Продана и нашли.
На допросах он держится спокойно. Охотно рассказывает о своем трудном детстве в большой молдавской семье, о безденежье и безработице, о том, что жена ушла, забрав ребенка, и поэтому "всех женщин можно только ненавидеть и убивать". "Я получаю удовольствие от того, что причиняю боль другому человеку... мне это нравится. Я сижу дома, у меня начинает болеть голова, и я понимаю, что мне надо кого-то убить. Потом боль проходит". Псих, маньяк - что тут скажешь? Но старший следователь Московской областной прокуратуры Ариф Гулиев говорит другое: "Я считаю его вполне нормальным психически. Свои преступления он совершал из корыстных побуждений. Одна его вылазка приносила ему от 50 руб. до 300 долл., что позволяло ему жить в большом городе и не работать. Если говорить о ненормальности, то следует признать нравственную, а не психическую ненормальность. Но это только мои личные впечатления. Все должна решить судмедэкспертиза".
Если Продана признают психически нормальным, ему грозит пожизненное заключение, если невменяемым - принудительное лечение.