ГОВОРЯТ, каждый сходит с ума по-своему. Вот и мне этой весной вдруг безумно захотелось исполнить мечту детства - стать летчиком. И тут как нельзя кстати раздался звонок командира знаменитой эскадрильи "Русь" Казимира Тихановича. Руководитель одной из лучших пилотажных групп мира, прочитав репортаж об опасном полете над Аргунским ущельем на вертолете, предложил полетать на реактивном самолете. Конечно, не самостоятельно, а как Путин, на "спарке".
УСЛЫШАВ про эту идею, жена лишь безнадежно махнула рукой: горбатого могила исправит. Зато отпрыск, глядя на меня, как на больного, продекламировал: "Тихо шифером шурша, едет крыша не спеша". И суровый редактор отдела, для которого работа превыше всего, тоже вдруг начал интересоваться моим здоровьем. Мол, в таком возрасте в экстремальной ситуации могут быть проблемы с сердцем.
В ответ я отшучивался, что себя под Путина чищу. А что? Мы с президентом почти ровесники. Оба - полковники запаса. Старые спортсмены. В 15 лет я запросто выдерживал предельные нагрузки на центрифуге в артековской школе "Юный космонавт". Правда, нокауты, полученные в юности на боксерском ринге, пошли явно не на пользу моему вестибулярному аппарату. Но ведь и Владимира Владимировича столько раз бросали головой на татами... Но он-то летает.
На авиабазу под городом Вязьма я приехал к началу полетов. Эскадрилья "Русь" отрабатывала новую программу для получасового авиашоу. Мне повезло: я одним из первых, можно сказать, в мире увидел, как летчики в едином строю сначала из девяти, а потом из десяти реактивных самолетов выполняют в воздухе фигуры высшего пилотажа. Для сравнения: лучшие асы Америки работают во время показательных выступлений только четверкой.
Летать на реактивных машинах - удовольствие не из дешевых. Подготовка одного летчика до уровня 2-го класса в ВВС России обходится от 1 млн. 300 тыс. до 2,5 млн. долл. США в зависимости от типа самолета. И только Белоруссия на одного курсанта для летной практики в Вязьме выделяет чуть более 30 тыс. долл. За такие деньги нельзя подготовить не только аса-истребителя, но даже летчика 3-го класса на "кукурузник". А ведь "белорусский батька" обещал, что его ВВС будут самыми лучшими в Восточной Европе.
Не знаю, как в Вязьме (я 20 минут летал бесплатно), а в подмосковном Жуковском с иностранцев, говорят, берут 12 тыс. долл. за час полета на Су-27. Теперь прикиньте, во сколько обошелся визит Путина в Грозный? Ведь целое звено "сушек" гнали из Липецка сначала в Краснодар, а потом и. о. президента и его "ядерный чемоданчик" на разных самолетах под охраной четырех истребителей везли на чеченский аэродром "Северный". Зато армия, увидев своего Главнокомандующего в летном шлеме, отдала ему 81% голосов на президентских выборах.
...После взлета крутой, боевой вираж. Меня вдавливает в кресло. Все тело словно налилось свинцом. При пятикратной перегрузке я, похоже, стал весить около пятисот кг. Ни ногой, ни рукой не пошевелить. А ведь надо еще и самолетом управлять.
Впрочем, за меня это делает летчик первого класса Сергей Бондаренко, которому доверили мою драгоценную жизнь. Но вот летим в зону по прямой, этаким "блинчиком". И мне разрешают "порулить". Оказывается, это совсем не сложно. Движения примерно такие же, как джойстиком во время компьютерных игр. Резко поворачиваю ручку влево - и самолет, вращаясь вокруг своей оси, делает "бочку". Бросаю ее от себя - и наш "Альбатрос" сваливается в пике. У самой земли ручку на себя берет инструктор. Мы делаем "горку". А потом и запрещенную для новичков "мертвую петлю". Это самое незабываемое! Ни на одном пассажирском самолете кверху задницей не летают.
Когда кувыркаешься в воздухе и летишь вниз головой, невольно начинаешь искать полиэтиленовый пакет. Слава богу, что хватило ума перед полетом не обедать и отказаться от пива. Не то повторил бы "подвиг" того голландца, после которого техники три дня не могли отмыть кабину.
Наконец полет закончился. Самое трудное, посадку, ювелирно выполняет инструктор. Я на земле отдраиваю фонарь кабины. Какой все-таки кайф! Весна, и ты живой. Лишь одна мысль омрачает радость: а вдруг завтра Путин захочет прыгнуть с парашютом? Я этого жутко боюсь. Но чего не сделаешь ради читателей.