Примерное время чтения: 6 минут
91

Как дела, аэронавт?

Есть много видов спорта, но один из самых экзотических - воздухоплавание. Говорят, тот, кто хоть раз прокатился в корзине и почувствовал свободный полет, тот навсегда прикипит сердцем к тепловым аэростатам (термин "воздушные шары" вызывает негодование у специалистов). Так это или нет, мы решили проверить на чемпионате России по воздухоплаванию, который начался в подмосковном Дмитрове.

ЗНАЕТЕ, как надувают "шар" (назовем его так, но только для простоты)? Выгружают из машины многометровую оболочку, похожую на длинную простыню, расстилают на земле и, положив мощную горелку на бок, закачивают в нее газ. "Синтетический цветок" начинает расти. Дальше - "руби концы" (аэростат привязан к автомобилю) и можно лететь. Управляют высотой - через горелку. Для снижения открывают спецклапан в верхней части шара. Неудобство одно: летишь, куда ветер дует. Хочешь в другую сторону - ставь моторчик. Но это уже совсем другой вид спорта. И, потом, без приспособлений - романтичнее (мы про девушек, которые валом валили на дмитровский праздник, а некоторые, наиболее шустрые, даже полетали)!

Кстати, с аэростатами связано много забавных историй. Например, во время первого розыгрыша Кубка губернатора Московской области (сейчас в рамках чемпионата России проходит второй. - Прим. авт.) пилоты летели так низко над дорогой, что некоторые шоферы могли чуть ли не за руку поздороваться с пилотами.

Еще дмитровчане запомнили случай, когда шары летали у них "под ногами". В районе есть глубокие карьеры, и, залетев туда, аэростаты находились ниже подошв зрителей.

А однажды на соревнованиях в Рыльске, которые проходили зимой, из-за тумана видимость была настолько плохой, что огромные шары появились неожиданно, как привидения. Один местный житель, увидев такую картину, пал на колени и обратился за помощью к Всевышнему.

Был и такой случай. Праздник 9 Мая. Над Москвой летит аэростат в виде смирновской водки. Между Парком Победы и Строгино есть водоразборный узел, который охраняется в особом режиме. В этой закрытой зоне солдаты тоже решили отметить праздник. На столе - бутылка "Смирновской". Но не успели они ее открыть, как на них сверху опустилась почти такая же бутылка, только с четырехэтажный дом и с человеком в корзине. Результат: охранники в панике разбежались, бутылка досталась пилоту!

Часто спрашивают: кто был первым "шаролетуном"? История умалчивает. Но рукописи, как известно, не горят. Люди исстари "плавают" по воздуху, и кое о ком имеются письменные впечатления. Например, такие. "Подьячий крепостной надул шар дымом поганым и вонючим, а нечистая сила подняла его выше березы, но ударила о колокольню, чтобы далеко не летал". Сейчас это воспринимается, как шутка. Но на самом деле и сегодня случаются нештатные ситуации в полете. О них нам рассказал один из самых титулованных воздухоплавателей России Сергей Виноградов из Великих Лук, налетавший 500 часов.

- Однажды в Люксембурге летел вместе с сыном на восходящее солнце и попал на линию электропередач. На карте ЛЭП не была помечена - частная собственность. Ничего не оставалось делать, как "нырнуть" под провода. Нам повезло, только куполом их коснулись, а если бы тросами, то от вспышки мог взорваться газовый баллон. Тогда бы нас ничего не спасло...

- В грозу летать не приходилось?

- Не дай Бог! Даже в дождь не рекомендуется. И когда ветер больше 7 метров в секунду.

- Вот видите, опасность есть, а сына все же берете с собой...

- Это уже наследственность. Ему 20, и Сашка не может без неба. Жаль, в нынешнем чемпионате ему не стартовать. У нашего завода в Великих Луках не нашлось денег...

- Неужели "шары" такое дорогое дело?

- Вы даже себе представить не можете! Если бы не руководство одной холдинговой компании - на моем воздухоплавании можно было бы ставить точку. Только за участие в международных соревнованиях требуется заплатить полторы тысячи долларов. Плюс дорога, топливо, машина сопровождения, команда помощников. Помимо этого, сам аэростат стоит порядка 30 тысяч долларов. Так что иметь такой "шарик" в личной собственности может себе позволить либо компания, либо очень крупный бизнесмен. Я, например, только пилот, не больше...

- Но ведь есть еще призы за победы и т. д....

- Наши призы обычно - это турпутевки. Так, за победы в чемпионатах России я дважды побывал на Кипре. На соревнования ездим только за счет спонсоров.

- А пилотом вы можете подработать?

- Могу покатать состоятельных клиентов. Кто хочет, может пройти курс подготовки аэронавта. Стоит удовольствие - 1100 долларов. Правда, из них только 100 баксов идет мне, остальное - владельцу аэростата.

- Значит, воздухоплавание держится на энтузиазме?

- Голом! С нас за регистрацию аэростатов чиновники требуют такие же деньги, как за самолеты...

- И сколько вы уже "рулите"?

- 7 лет. Хотя по образованию я железнодорожник, затем работал механиком, сейчас - заместителем начальника цеха. Оклад - 4 тысячи рублей. Так что на свой аэростат накоплю нескоро...

- Интересно, как жены относятся к мужьям, которые летают на "шарах"?

- Моя сначала относилась настороженно. Когда приобщил сына, стала присматриваться. Потом как-то не выдержала и тоже решила попробовать. Как же она кричала, когда мы поднялись, чтобы мы с сыном не ходили по корзине! Даже на земле было слышно! А потом ей так понравилось, что попросила покатать ее вместе с дочерью, которой сейчас 14 лет. Так что у нас самая "воздухоплавающая" семья в России. И сейчас приехал на чемпионат с сыном и дочкой, жена болеет за меня дома. С такой командой поддержки мне грешно проигрывать!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно