НАРОДНЫЙ артист России Авангард ЛЕОНТЬЕВ известен своими работами в фильмах "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник" и в спектакле Валерия Фокина "Нумер в гостинице города NN". Если бы присваивали звание "Хороший человек", он получил бы его первым. Как говорят его друзья, для нашего времени он даже слишком хороший человек.
"Если бы можно было по десятибалльной системе измерять прочность и верность человека, его приверженность идеям, что в театральном мире случается чрезвычайно редко, - говорит Олег Табаков, - то 10 баллов одному из немногих я поставил бы Гарику".
КОГДА Евгений Миронов приехал в Москву поступать к Олегу Табакову, последний из-за своей занятости не мог лично его прослушать. От отчаяния юноша чуть не плакал. Неожиданно на выходе из Школы-студии МХАТ к нему подошла незнакомая женщина и посоветовала обратиться к Авангарду Леонтьеву. "А кто это?" - спросил Женя. "Как? Вы не знаете Авангарда Николаевича Леонтьева? Это же известный артист и преподаватель нашей Школы-студии!" - воскликнула женщина и дала Миронову номер его телефона. "Я позвонил Авангарду Николаевичу и сказал, что он - моя последняя надежда, - рассказывает Евгений Миронов. - Мы встретились, и три часа он меня слушал, вплоть до детских песенок, которые я исполнял. А потом рекомендовал Олегу Табакову взять меня на курс. Так что Леонтьев - в полной мере мой крестный отец".
"Отцовство" Табакова
ИМЕНА Леонтьева и Табакова все время рядом. "Когда я только пришел в театр, Олег взял надо мной добровольное шефство, - вспоминает Авангард Леонтьев. - Стал брать меня на свои внетеатральные работы - запись на радио или съемку в кино. Роль в "Обломове" я тоже получил благодаря протекции Табакова. Я многому у него научился. Невольно. Да и в нашем "Современнике" можно было многому научиться. Впервые на сцену я должен был выйти в массовке в спектакле "На дне", который ставила Галина Волчек. Сатина играл Евстигнеев, Ваську Пепла - Олег Даль, а я - какого-то босяка с четвертых нар. Несмотря на это, Галина Борисовна помогала мне выстраивать линию роли. И мне это так нравилось, что, когда за неделю до премьеры меня внесли в список исполнителей роли Алешки, было жалко расставаться со своей массовкой. В ней я играл лучше, чем сыграл Алешку. Вот от чего актеры получают удовольствие - не от того, ЧТО, а от того, КАК".
В "Современнике" Леонтьев служит уже 32 года. Причем в театр он попал в каком-то смысле по блату: "Ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский спросил меня, в каком театре я хотел бы работать. И, узнав, что в "Современнике", обещал поговорить с Ефремовым. Весь театр во главе с Олегом Николаевичем приходил на наш дипломный показ, и меня взяли".
Пророчество Гафта
РАССКАЗЫВАЕТ Валентин Гафт: "Когда я поступил в "Современник", Гарик уже служил там. Впервые я его увидел в спектакле "Мастера", в котором у него была безмолвная роль. Он просто сидел где-то на крыше, а я не мог от него глаз оторвать. Через несколько дней, идя по проезду Художественного театра (ныне Камергерский переулок), я увидел Леонтьева в дверях Школы-студии МХАТ. Подошел к нему и сказал: "Можно я вас поздравлю? Вы будете очень большим актером". И я не ошибся. Когда мы сегодня играем "Ревизора", я бегу к себе в гримерную, включаю радио и слушаю, как он играет Добчинского. Каждый раз это замечательно. Я и смеюсь, и почти плачу".
Живет Авангард Леонтьев один. Много читает, интересуется политикой, путешествует. Главный семейный праздник - Новый год - он встречает в компании с самим собой, и одиночество, судя по всему, его не тяготит. Семью ему заменяют ученики, среди которых Евгений Миронов, Василий Мищенко, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Елена Майорова (ныне покойная), Владимир Машков, Александр Хованский. "Срок обучения у Авангарда Николаевича не ограничивается четырьмя годами, - продолжает Евгений Миронов. - Он всегда следит за своими бывшими учениками и активно участвует в их судьбе. Водит на выставки, концерты. Мне он тоже привил хороший вкус, приучил к классической музыке. Я ведь, стыдно сказать, раньше не знал, кто такой Рихтер. Авангард Николаевич - я буду помнить это всю свою жизнь - сводил меня на его концерт. Леонтьев воспитывает в актере личность. Меня это потрясает. Для нашего времени он очень неудобный человек - порядочный, принципиальный, который никогда не будет участвовать в суете и грязи".
Еще одно качество Леонтьева, о котором мало кто знает, - способность пародировать. Как-то он позвонил в "Современник", когда там еще работал Константин Райкин, и голосом Аркадия Исааковича поинтересовался, как там его Костенька? Секретарь подробно принялась рассказывать ему об успехах Кости, который в это время стоял рядом с Авангардом Николаевичем и хохотал до слез. А однажды Леонтьев вызволил из больницы Евгения Миронова, которого, несмотря на предстоящую премьеру, врачи категорически не хотели отпускать. Он позвонил в больницу и голосом Табакова пригласил заведующую отделением, где лежал Миронов, в театр. Через десять минут ничего не понимающему Евгению вернули одежду и позволили отлучиться на генеральную репетицию.
Недавно в "Табакерке" Леонтьев впервые поставил как режиссер пьесу Островского "Не все коту масленица". Режиссура Леонтьева неброская, но все свойственное русскому актерству, театру - темперамент, речь, вкус к игре - дебютанту как нельзя лучше удалось. Хотя он сам со званием "дебютанта" согласиться не спешит. "Как-то странно в моем возрасте примерять к себе это слово".
Как бы там ни было, а после постановки спектакля одной мечтой у Леонтьева стало меньше. И везунчиком он считает себя вполне справедливо: "Многие мои мечтания сбылись. Лет с трех я мечтал водить машину и в конце концов лет в 35 сел за руль. (До этого актер ездил в театр - от "Динамо" до Чистых прудов - на велосипеде. - И. И.) Мечтал стать артистом - стал им".
О театре, кино, своих студентах Леонтьев может говорить бесконечно. А вот личная жизнь - тема закрытая. "Гарик вообще очень закрытый человек, - считает Виталий Вульф. - Всегда куда-то мчится, летит. Помню, в Нью-Йорке, где "Современник" был с гастролями, он как оглашенный бегал по музеям. Что он за человек? Сумасшедший, с нервными всплесками, который может как резаный вопить по абсолютно пустяковому поводу. Безмерно талантливый актер. По-моему, очень хороший человек. Интеллигентный, думающий, любящий театр. Невероятно высокого мнения о себе. Но при этом - очень сомневающийся".