ТЕПЕРЬ у нас все - как у взрослых. То есть как в Париже, Лондоне, Милане, Нью-Йорке и т. д. Теперь в Москве проходят не только Недели высокой моды, но и Недели прет-а-порте - одежды, готовой к носке. Свои коллекции представили Елена Супрун, Игорь Чапурин, Юлия Далакян, Андрей Шаров, Владимир Зубец, Людмила Мезенцева, Олег Бирюков и пр. Санкт-Петербург представляли Лиля Киселенко, Татьяна Котегова и Лариса Погорецкая.
Всех участников Недели условно можно было разделить на две большие группы - художники-модельеры (с ударением на первом слове) и модельеры-практики (с удареним на втором). Первые - Елена Супрун, Юлия Далакян, Андрей Шаров - работают в основном на частную клиентуру, не имея на своих ногах оков под названием "коммерческая рентабельность" и "продаваемость". Поэтому полет их мысли был неудержим. Елена Супрун, как всегда, отдала должное прекрасной эпохе - шикарные пальто из шелкового бархата на подкладке из панбархата, черные платья сложнейшего кроя из тяжелого шелка, блузки, расшитые бисером и поетками, а для корсетов Супрун использовала антикварную парчу XVII и XVIII вв. И... - абсолютно "попсовые" джинсы, расшитые по низу тесьмой и бисером. Их все раскупили сразу после показа. Андрей Шаров представил самую, пожалуй, зрелищную и "отвязанную" коллекцию под названием "Такая хреновая осень". Осень-то, может, по его мнению, и хреновая, а вот коллекцию приняли с криками "Браво!" и "Шаров - молодец!" Мини-юбки из лаковой кожи и асимметричные свитера из оранжевой овчины, кожаные брюки с выбитым рисунком и подбитые ярко-оранжевым мехом, юбки-колокольчики из атласа с набивными цветами и трогательными кармашками-мешочками и пальто, собранное из поясных частей старых джинсов, встречали громкими аплодисментами. В награду Шаров получил цветы и очередь из желающих заполучить в свой гардероб вещи из коллекции.
У модельеров-практиков - Владимира Зубца, Олега Бирюкова, Людмилы Мезенцевой, Елены Поповой - задача иная: не столько поразить зрителей полетом мысли, сколько склонить владельцев магазинов к идее о необходимости закупки всей коллекции целиком. Владимир Зубец (художник концерна "Панинтер") остался верен спортивной молодежной линии. Трикотажные блузоны с капюшоном и удобные брюки с "фенечками" - спрятанные в брючинах молнии можно расстегнуть и выставить в образовавшуюся прореху фрагмент округлой девичьей коленки, макси-юбки в крестьянском стиле и свитера с орнаментом. Олег Бирюков, сторонник минимализма, предложил вариации на темы 70-х годов - джинса во всех вариантах: брюках, юбках, платьях, пальто в сочетании с мехом пони и высокотехнологичной "кирзой".
Скромненькие платья-сорочки и атласные батники, полыхающие маками. Все то, что подросшие дети находили в шкафах родителей, но не решались надеть.
Наши родные звезды не смогли обойти вниманием нашу родную моду. Одни поддерживали любимых модельеров из зала - режиссер Андрей Житинкин, братья Верники, актриса Евгения Крюкова аплодировали Шарову, Клара Новикова постаралась не пропустить ни одного показа, Андрис Лиепа с женой и Олег Меньшиков пришли к Игорю Чапурину. Другие вышли на подиум - актриса и сценарист Рената Литвинова, певицы Ирина Понаровская и Лада Дэнс дефилировали на показе Елены Супрун, демонстрируя не только изящные наряды, но и собственные изящные фигуры. Ради показа модельера Юлии Яниной директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова изменила себе - та, которая с 16 лет носит исключительно черное, вышла на подиум в белоснежных одеждах.
В итоге Неделя русского прет-а-порте дала понять - наши модельеры перестали воспринимать моду как дорогостоящее хобби, а задались реальной целью одеть нас с вами. Что для нас с вами очень приятно, не правда ли?
Валенки от кутюр
ВАЛЕНКИ стали своеобразной "визитной карточкой" нашей страны вместе с водкой, Кремлем и балетом. Серенькие, неказистые такие, но очень, между прочим, удобные. 50 лучшим отечественным модельерам, театральным художникам, ювелирам предложили превратить обычные валенки в необычные произведения искусства. В качестве подсобного материала можно было использовать все - от бриллиантов и перьев экзотических птиц до старых открыток и вышедшей из употребления домашней утвари. Довести валяную обувь до совершенства согласились Валентин Юдашкин, Татьяна Парфенова (самый известный питерский модельер), неукрощенный авангардист Андрей Бартенев, Виктория Андреянова, Андрей Шаров, Игорь Чапурин и пр.
В итоге на свет появились валенки-птица и валенки-шляпка, валенки-цветущая клумба и валенки-домик, где в окошках горит свет. Валентин Юдашкин превратил валенки в новогоднюю сказку - с громадной елкой и лесными зверюшками, Виктория Андреянова - в трогательный аксессуар невесты, Татьяна Парфенова сделала валенок-чашку, а Андрей Шаров увил войлок тончайшим ажурным кружевом. Наверняка кто-нибудь из мировых звезд захочет заполучить подобный шедевр в личную коллекцию. А наиболее технологичные решения авторы попытаются претворить в жизнь на Ярославской фабрике валяной обуви ближе к осеннему сезону 2000 г. А почему бы и нет? Может быть, дизайнерские суперваленки станут той самой "русской бомбой", которая взорвет мир моды.
ВАЛЕНКИ-VALENKI, 29-31 марта, Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.