Примерное время чтения: 8 минут
131

Спускаем деньги в унитаз

ПОДГОТОВКОЙ загадочной путинской программы занимается не менее загадочная личность - Герман Оскарович ГРЕФ. Возглавляемый им Центр стратегических разработок арендует этажи в том же доме банкира Смоленского ("Александр-хаус"), где расположился путинский предвыборный штаб. Без электронного пропуска не попадешь не то что с улицы, но и с этажа на этаж.

Кто он, эта "темная лошадка" нашего и. о.? И что за реформы готовятся для России? Слово - Герману ГРЕФУ.

- С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ мы вместе работали еще в Санкт-Петербурге в правительстве Собчака. В 1993 году в свой первый рабочий день на первую планерку я пришел в кабинет к Путину. В 1998 году я уже был вице-губернатором Петербурга. Потом переведен в Москву в правительство Кириенко первым заместителем министра госимущества.

10 тысяч долларов или бутылка водки

- У ВСЕХ всегда было такое ощущение, что где-то в России сидит кто-то очень умный, какой-то научный институт или правительственное заведение, которое все считает и как-то программирует развитие. А начало нашей работы показало: мало того что такого института нет, такой программы нет и не было никогда. Не просто "экономической программы", как у нас любили называть, а комплексной, целостной программы экономических, политических, социальных реформ.

Никакого особого пути для России нет. Особенность нашего российского пути должна состоять только в том, чтобы реформы, уже проверенные временем и международной практикой, были приземлены на российскую систему ценностей, на российскую самобытность. Вот я сам - один из "романтиков приватизации". Мы тогда говорили: давайте быстрее продадим в частные руки весь мелкий бизнес. Как только собственник получит эти магазины и парикмахерские, он тут же выйдет с кисточкой красить фасад. Не произошло. В России собственник может сам у себя воровать. Между бутылкой водки сегодня и 10 тыс. долл. завтра выбор неизменно делается в пользу бутылки. Потом, законодательство в России должно быть значительно более детальным, потому что у нас все читают закон не с точки зрения необходимости его исполнения, а с точки зрения возможности его обхода. В этом, кстати, состоит и усиление роли государства, о котором все время говорит Путин.

Когда государство отступает от функций, которые оно должно выполнять, эти функции берут на себя неформальные структуры. Допустим, государство сказало: фондовый рынок. Сразу появились финансовые пирамиды. Государство до конца не отрегулировало порядок и ответственность, сразу же возникли проблемы. Кто-то на этом заработал, миллионы людей потеряли. На Западе это уже работающая система. Там есть обычаи делового оборота, понятия деловой этики и морали, профессиональные союзы. Это и есть институты гражданского общества. У нас они отсутствуют. И государству никуда не деться: придется вводить детальные правила игры. И жестко следить за исполнением этих правил, до момента, пока не сформируются институты гражданского общества, которые будут это контролировать. Сформировались - все, государство может отсюда уходить.

Отнять у богатых - отдать бедным

СЕГОДНЯ на государстве лежат обязательства (я имею в виду льготы, которые государство наобещало, госзаказ и прочее), по сумме равные 60% валового внутреннего продукта. А изымать для исполнения этих своих обязательств в виде налогов и прочих платежей государство может 28-30%, максимум 35% ВВП - в два раза меньше, чем надо. Больше оно забрать просто не в состоянии - никакая экономика этого не вынесет. Таким образом, государство наполовину не выполняет свои обязательства, обманывает граждан, обманывает предприятия, заказывает им что-то, потом не оплачивает. Прежде всего мы должны определить, сколько мы можем позволить себе изымать, чтобы экономика могла двигаться вперед. А потом - как нам эти собранные налоги эффективно распределить. И либерализм реформ состоит в том, чтобы в центр этого потребления поставить человека.

Сегодня бюджетные деньги, предназначенные на социальную защиту, на дотации, получает не человек, а производитель услуг. Предположим, человеку полагается льготный проезд в поезде. Так он этих денег не получает. Деньги получает железнодорожное ведомство. В расчете на то, что он куда-нибудь поедет. А если он не соберется? Или, скажем, жилищно-коммунальные услуги. Сегодня мы платим только 50% того, сколько эти услуги стоят, остальное доплачивает государство. У кого-то, например, квартира 30 м2. А другие имеют и по тысяче, и по две тысячи метров, и по три коттеджа. И за тех и за других государство доплачивает по 50%. Чем богаче человек, тем больше он получает от государства.

У нас до сих пор очень низкие тарифы (предположим, на электроэнергию) для населения и очень высокие для предприятий. Мы заявили, что граждане будут платить очень мало. И за них будет доплачивать бюджет. Но у бюджета денег нет. Поэтому естественные монополии, чтобы защититься от неплатежей, завышают тарифы для крупных предприятий. Отсюда высокие затраты, дорогие и неконкурентоспособные товары. Во всем мире наоборот. Население платит по повышенным тарифам, и это стимулирует экономию воды, тепла, газа, электричества. Это же дает возможность снизить тарифы для промышленных предприятий. Себестоимость продукции становится ниже, и человек то, что он переплачивает за свет, получает обратно в виде дешевых товаров. Также необходимо перенести центр налогообложения с предприятий на граждан. Это тоже будет стимулировать производство.

Все время ведутся споры о том, нужно ли вообще заниматься социальными реформами. Говорят, что социальные реформы - это удел богатого государства. Но пока социальные реформы не проведены, государство никогда не станет богатым. Мы продаем нефть, другие ресурсы, а деньги спускаем куда? - в канализацию. В буквальном смысле слова, потому что в наших канализационных бачках по сравнению с Финляндией воды уходит ровно в 6 раз больше. Вы знаете, что у нас ежегодно падают объемы добываемых ресурсов? Скажем, добыча газа сокращается примерно на 3% в год. А наша страна потребляет этих ресурсов в 5-7 раз больше, чем европейские страны. Нужно экономить!

Сейчас человек платит за свет тому же "Мосэнерго" половину, еще 50% "Мосэнерго" получает из бюджета. Государство должно перестать платить "Мосэнерго" или там "Водоканалу", а отдать эти деньги гражданину. А свои деньги он быстро научится экономить, вовремя закрывать кран, тушить свет.

Светлое будущее

МЫ, КОНЕЧНО, не успеем к моменту выборов нового президента положить ему на стол полноценную программу. Наша задача - предложить программу, из которой была бы ясна идеология будущего движения. Остальное можно сделать потом. Структура итогового документа - четыре крупные главы. Первая - это новый социальный контракт. Это все, что связано со взаимоотношениями "власть - гражданин", "власть - бизнес", "работодатель - работник", какие обязательства берет на себя каждый из них. Основной постулат: обещания государства должны быть адекватны государственным возможностям. Но то, что государство обещает, оно должно исполнить. Гражданин в свою очередь обязуется платить налоги. Второе - реформа власти. Государство должно прежде всего научиться действовать в условиях рыночной экономики не административными рычагами, а рыночными. Третье - модернизация экономики. Как это раньше называлось - экономическая программа. И, наконец, четвертое - новое место России в мире. Внешнюю политику надо проводить, исходя из национальных, прежде всего экономических интересов.

Сегодня у нас есть некий рабочий документ, который мы называем "Манифест", можно сказать, идеология этой программы. Эта идеология - либеральные реформы в обществе, во власти, в экономике.

Через 10 лет моему сыну будет 26. Мне кажется, что он будет жить в нормальной, развивающейся стране образца сегодняшней Бразилии или, может быть, Испании 5 лет назад. Где квалифицированный рабочий получает примерно 10-15 тыс. долларов в год. По уровню ВВП на душу населения Россия будет в числе первых 40-50 стран. А не 70 стран, как сегодня. Конечно, первые годы будут очень тяжелые...

Но нужно себе отчетливо представлять, что светлое будущее не упадет на нас завтра. Оно не упадет вообще. Это результат очень тяжелой, кропотливой работы. Причем не только правительства, но и всей страны. На мой взгляд, 10 лет - тот период, на который Центр сейчас строит свои планы, - это вполне реальный срок для того, чтобы сформировать основные институты и сделать экономику эффективной.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно