Примерное время чтения: 5 минут
129

Дышите. Не дышите!

Наш корреспондент "пошел по трубам".

У НАС как-то не принято за чашкой кофе с печеньем беседовать об экологии. Мы говорим о том, что вдруг стали охапками выпадать волосы. Что ночью проснулся оттого, что сдавило грудь и дышать стало невозможно. Что под глазами круги, что кожа серая, что выпил, дурак, воды из-под крана - и пронесло, как Шумахера по всей трассе "Формулы-1". На самом деле все эти наши разговоры - именно об экологии.

Дети в "грязных" городах болеют в 2-3 раза дольше

В РОССИИ экологически чистые места остались только на вершинах Саянских гор. Вредные вещества отравляют жизнь 30 миллионам человек (это только по официальным данным). Экологическая катастрофа - она как СПИД, который кажется далеким и абстрактным, но реально угрожает каждому. Другое дело, что от СПИДа можно хоть как-то уберечься, а от дымящей трубы завода - нет.

Пока не рванет, не дай бог, какой-нибудь Чернобыль, у нас вообще вроде как все неплохо с экологией. Люди приспособились как-то выживать на грани экологической катастрофы. Например, в Липецке, который вот уже два десятка лет один из первых в списке самых "грязных" городов страны. Что случилось с очаровательным городком с таким вкусным, медовым названием? А случились Новолипецкий металлургический комбинат, Тракторный и Трубный заводы, "Липецкцемент", "Центролит" - и так далее и тому подобное, и все в тесном соседстве с жилыми кварталами города.

Выходишь из самолета, смотришь в блестящую, как леденец, морозную липецкую даль - и вздыхаешь облегченно: ну какая экологическая катастрофа? Заснеженные деревья по обе стороны шоссе хочется облизать - такие сахарно-белые. Над деревьями - легкая-легкая дымка, которая... ближе к городу перестает быть легкой, тяжелеет, клубится и внезапно превращается в дымовую завесу, в которую упираются десятки труб: толстых, тонких, полосатых - как россыпь карандашей на прилавке магазина канцтоваров. Город похож на гигантскую пепельницу, серый и дымящийся. По-детски наивным на фоне трубного задымления смотрится щит с рекламой сигарет и робким "Курение вредит вашему здоровью". Здесь, похоже, больше вредит не курение, а дыхание... Впрочем, не только здесь, а в большинстве российских городов.

Захожу в первый попавшийся магазин - хмурые продавщицы в ватно-марлевых повязках. В витрине напротив - три лысые женщины с зелеными лицами. Экологическая катастрофа, что ли, уже началась? Слава богу, повязки оказываются всего лишь "антигриппозными", а женщины с зелеными лицами - пациентками салона красоты, в шапочках и огурцовых масках. Облегченно вздохнув, делаю в этом салоне маникюр и украдкой любуюсь своими нежно-розовыми ногтями всего за 40 рублей. "Не радуйтесь, все равно к вечеру станут черными, - косметичка прищуривается, - вон у нас тут пять заводов рядом. Белье вывесишь на балконе - через три часа серое. Слава богу, металлургический комбинат какие-то фильтры поставил, хоть сугробы этой зимой у нас стали белые. А то раньше копнешь лопатой, а снег - как селедка под шубой: слой черного, слой серого, слой коричневого..."

Заведите ангорского котика - он шерстью дым улавливает!

ВОЗЛЕ центрального рынка бабульки торгуют бутылками с грязно-коричневой жижей. "Вот оно какое, экологически неблагополучное молоко", - бормочу тихо, но бабки тут же реагируют: "Да это ж не молоко, это ж квас окрошечный, очень оздоравливает". Спрашиваю: а что еще оздоравливает, когда дымит со всех сторон? Бабульки оживляются: "А вы себе котика ангорского, пушистого заведите. Он всю эту пыль заводскую шерстью собирает, только купайте почаще!!!" Нет, эту страну на колени не поставишь...

Захожу в аптеку, жалуюсь на то, что тяжело дышать, голова кружится и вообще дым замучил, прошу чего-нибудь, помогающего справиться с атмосферным загрязнением, - ну там, угля активированного токсины повыводить... Продавщица хмурит брови над антигриппозной повязкой: "Девушка, вам валерьянки попить и тест на беременность не помешает, кстати..."

В Липецке по сравнению с прошлыми годами действительно получше, по итогам 2004 года он должен покинуть "черный список" городов с очень высоким загрязнением воздуха. В основном за счет того, что главный загрязнитель - металлургический комбинат - обезопасил производство, реконструировал "смертоносные" коксовые батареи. Но вокруг заводов и фабрик в опасной близости продолжают жить люди: в санзоне меткомбината проживают 14 тысяч человек, в санитарной зоне Сокольского завода - 8 тысяч.

Перед отъездом из Липецка я спросила, как выживать в "грязных" городах, у начальника отдела экологии администрации Липецка Марины Соловьевой, психолога областной больницы Игоря Тементьева и попросившего у меня два с половиной рубля мужчину в варежках вместо ботинок. Психолог Игорь Тементьев сказал, что всегда нужно помнить о тех, кому еще хуже: вот только что от него вышла женщина, потерявшая в автокатастрофе дочь и двух внуков, и его теперь вид дымящих труб не расстраивает. Начальник отдела экологии Марина Соловьева посоветовала: "Нужно как можно чаще бывать на природе. Вон на нашем металлургическом комбинате сделали мини-заповедник "Лебединое озеро". Там растет много деревьев и живут и плодятся 400 птиц". А бомж в ботинках-варежках пожаловался: "Хрень это все. Вот я хотел оздоровиться на этом "Лебедином озере", но меня внутрь не пустили! Представляете, я так и не смог узнать, врут они про то, что у них там страусы нанду размножаются, или правда?"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно