Примерное время чтения: 5 минут
198

Мужики в юбках, или Mежду балаганом и юмористическим искусством

Представить наше развлекательное ТВ без мужчин в женских платьях уже невозможно. Если на эстраде сегодня зажигает Верка Сердючка, то на юмористической сцене массы ведут за собой "Новые русские бабки".

БАБКИ Цветочек и Матрена в миру откликаются на имена Игорь (Касилов) и Сергей (Чванов). Подруги, в смысле товарищи, нашли друг друга в Тольяттинском политехническом институте, участвуя в студенческой самодеятельности. Прежде чем надеть дореволюционную юбку и стать бабкой, Касилов помимо Политеха окончил актерский и режиссерский факультеты ГИТИСа и 12 лет отыграл в тольяттинском театре "Колесо". Ну а началом карьеры дуэта "Новые русские бабки" можно считать конкурс эстрадных артистов 1999 года, на котором их заметил и благословил Евгений Петросян.

Сексуально озабоченные клоны

КАК говорят в юмористической тусовке, хочешь разбудить в "бабках" зверя, сравни их с Авдотьей Никитичной и Вероникой Маврикиевной - ТВ-звездами 70-х годов. Да простят автора разбуженные "звери", но при сопоставлении этих дуэтов "бабки" выглядят как неудавшийся эксперимент по клонированию. Клоны вышли сексуально озабоченными, несколько вульгарненькими и, есть опасения, с малым сроком годности - бесконечное пребывание в телевизоре может вызвать у зрителя отвращение даже к самому талантливому артисту. Если поначалу "бабкам" удавалось удачно совмещать комические образы с жанром пародии (главная и единственная находка дуэта!), если в их первых номерах и проскальзывали удачные авторские шутки, то сегодня творчество Чванова - Касилова, к сожалению, скатилось к обыгрыванию старых анекдотов, исполнению пошлых частушек и стихов, передергиванию всем известных кавээновских шуток и сюжетов "Ералаша". "Бабкам" хотелось бы сказать только одно: "Ребята, воровать во все времена было нехорошо!" - поделился наболевшим с "АиФ" редактор КВН Андрей Чевурин. - Нередко участники команд подходят и жалуются, что этот дуэт попросту ворует их материал. Впрочем, претензии по плагиату у КВН есть ко многим сатирикам и юмористам, в том числе к самым маститым".

Лет десять, наверное, назад шутки типа "Самогон - наш враг, гоните его!" или "Одна пиявка звонит другой: "Дорогая, я тебя не отрываю?" были свежими и соответственно смешными. "Мы работаем для труженика, - оправдываются "бабуси". - Пришел человек с работы, поужинал и хочет отвлечься. А тут мы - простые, понятные, знакомые..." К чести Чванова и Касилова стоит заметить, что в своих образах, пусть и вторичных, они органичны и весьма пластичны. Если учесть еще и то, что у них получается петь, становится понятно, почему их так любит тот самый труженик, то есть массовый зритель. Творческий потенциал у "бабок" есть. Возможно, Чванову - Касилову не помешало бы немного подучиться обращаться с женскими образами и старыми анекдотами хотя бы у Стоянова с Олейниковым, а также стоило бы больше внимания уделить качеству юмора, но, похоже, "старушкам" сейчас не до этого. Они, как говорится, вовсю бабки рубят.

Мужчина в женском платье - всегда смешно

ЗА СВОЕ выступление "бабки" берут сейчас около 10 тыс. долл., что для юмористов немало. Пока "пипл хавает", они чешут с гастролями куда только можно. Россию уже не раз объехали, теперь развлекают эмигрантов. Только в апреле у "старушек" запланировано около 20 концертов в Германии.

Так уж устроена наша психика, что мужчина в женском платье, в отличие от женщины в мужском, всегда вызывает смех. Даже если "бабки" будут читать со сцены Уголовный кодекс, публике пусть и недолго, но все равно будет весело.

"С точки зрения психологии веселую реакцию публики на появление мужчин в женском можно объяснить тем, что практически во всем мире общество навязывает лицам мужского пола роль кормильца, защитника, - разъясняет врач-психолог, профессор Мюнхенского университета и института повышения квалификации врачей Евгений Шапошников. - В ходе эволюции сформировались эмоционально-поведенческие стереотипы: мужчина - воин, рыцарь, в общем, агрессивная и самостоятельная личность. Поэтому-то кривляющийся мужик в юбке вызывает снисходительную улыбку и смех, чем и пользуются актеры".

С культурологической точки зрения мужчина, развлекающий публику в женской одежде, - традиция ярмарки, балагана. И, как точно заметил актер Сергей Юрский, "Новые русские бабки" сегодня являются эталоном понимания современного российского юмора. Балаганные шутки, слабую драматургию артисты с разным успехом пытаются усилить балаганными же приемами. Никто не спорит, что женская роль в исполнении мужчины может быть серьезной, глубокой и являться одним из образцов актерского искусства. Женские образы, созданные Александром Калягиным, Олегом Табаковым, Михаилом Державиным, вошли в историю советского кино и театра.

В женском обличье на экране с разной периодичностью сегодня появляются Юрий Гальцев, Дмитрий Нагиев с Сергеем Ростом, Владимир Винокур, Юрий Стоянов, пародисты типа Пескова и "Экс-ББ" и другие. Есть ощущение, что для многих из них переодевание - это не средство, а цель - сказать-то публике особо нечего...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно